Договор об оказании платных образовательных услуг курсовая

Договор об оказании образовательных услуг

Договор об оказании платных образовательных услуг курсовая

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский Государственный Университет

Кафедра Гражданского права и Процесса

Реферат

По дисциплине: Образовательное право

На тему: Договор об оказании образовательных услуг

Выполнил: ст. гр. ЗкЮк-106

Кралин Р.С.

    Проверила: Поводова Е. В.

Владимир 2009

Введение…………………………………………………………….……………………..3

  1. Договор возмездного оказания услуг в образовательной деятельности: понятие, признаки и существенные условия……………………………………………………5
  2. Виды договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности.…11
  3. Особенности исполнения, изменения и расторжения договора возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности……………………………13
  4. Рекомендации по заключению договора возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности……………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………….19

Библиографический список……………………………………………………………..21

Введение

Рынок образовательных услуг является один из самых развивающихся. За последнее десятилетие в стране появилось десятки различных вузов, предлагающих «рыночное образование». На рыночные «рельсы» перешли государственные и муниципальные образовательные учреждения.

В настоящее время платными образовательными услугами никого не удивить. Для многих граждан это возможность приобрести новую профессию, повысить профессиональные навыки, в конечном счете, повысить личную трудовую ликвидность. Основой же получения образования является заключение договора об оказании образовательных услуг.

Актуальность темы исследования реферативной работы подтверждается нижеследующим обстоятельствами:

Во-первых, представляет актуальность рассмотрение правовых основ оказания образовательных услуг, поиска той грани, когда образование должно быть бесплатным, а когда может быть платным.

Во-вторых, актуальным, является рассмотрение договора возмездного оказания услуг, поскольку именно договор выступает основой правоотношений между заказчиком услуги (потребителем) и исполнителем.

В-третьих, представляет актуальность анализ практики и проблемных вопросов заключения, исполнения и изменения, с целью разрешения таких проблем и выработки рекомендаций по заключению возмездного договора образовательных услуг.

Объектом исследования в реферате являются правовые основы договора возмездного оказания образовательных услуг.

Предметом исследования являются действующие нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг; нормы образовательного законодательства, регулирующие порядок оказания образовательных услуг, нормы законодательства о защите прав потребителей. 

Целью написание реферативной работы является исследование роли и места договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть общие положение о договоре возмездного оказания услуг по действующему гражданскому законодательству РФ;
  • дать понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности: понятие, выделить его существенные условия, рассмотреть сферу применения;
  • выделить виды договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности;
  • рассмотреть субъектный состав договорных правоотношений возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности;
  • проанализировать особенности исполнения, изменения и расторжения договора возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности;
  • рассмотреть права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности;
  • выделить практические проблемы исполнения договора возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности;
  • выработать рекомендации по заключению договора возмездного оказания услуг в сфере образовательной деятельности.

В работе использовано действующее законодательство Российской Федерации: гражданское законодательство, законодательство об образовании, законодательство о защите прав потребителей, материалы судебно-арбитражной практики.

  1. Договор возмездного оказания услуг в образовательной деятельности: понятие, признаки и существенные условия

Одной из разновидностей возмездного оказания услуг – является возмездное оказание образовательных услуг. Согласно нормам Закона РФ «Об образовании» платные образовательные услуги вправе оказывать государственные и муниципальные образовательные учреждения? а также негосударственные образовательные учреждения.

Согласно закону РФ «Об образовании», государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.1

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении2.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия3.

Таким образом, как государственные (муниципальные), так и не государственные образовательные учреждения вправе оказывать возмездные образовательные услуги.

Устанавливая специальный порядок оказания платных образовательных услуг, законодатель тем самым как бы напоминает, о конституционном принципе в сфере образования: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».4

Таким образом, с одной стороны, платные образовательные услуги являются исключением из общего правила о бесплатном образовании (в подтверждение сказанного можно сослаться на норму ст.

45 Закона «Об образовании» конструкция, которой представляет собой исключение из конституционного принципа), с другой стороны платные образовательные услуги – это вид направления деятельности образовательных учреждений и новая грань реализации гражданами права на получение образования (ч.1 ст.43 Конституции).

Поэтому платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета, а отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг (п.5 Правил). Поэтому, говоря о платном оказании образовательных услуг необходимо учитывать указанные конституционные принципы, которые пронизывают всю образовательную систему Российской Федерации и имеют императивный характер.

Еще одно требование, предъявляемое действующим законодательством к учреждениям по оказанию платных образовательных услуг – это наличие лицензии у такого учреждения, а также государственной аккредитации.

Закон «Об образовании» закрепляет, что общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии5.

Это же правило касается профессиональной подготовки, когда она проходит в образовательных учреждения (ч.3 ст.21 Закона «Об образовании»), среднего профессионального образования (ч.4 ст.23 Закона «Об образовании»), послевузовского профессионального образования (ч.2 ст.25 Закона), образовательных учреждения дополнительного образования (абз.3 ч.2 ст.26 Закона) и т.д.

Перейдем непосредственно к определению договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности. Поскольку такого определения действующее законодательство не содержит, оно будет сформулировано нами самостоятельно.

Учитывая легальное определение договора возмездного оказания услуг, а также специфику образовательных услуг, понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности можно сформулировать следующим образом: это соглашение, по которому исполнитель (образовательное учреждение) обязуется по заданию заказчика совершить обучение заказчика (или третьего лица), а заказчик обязуется оплатить эти услуги6.

Можно выделить следующие признаки договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности.

Во-первых, это гражданско-правовой договор. На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках. В связи со сказанным подчеркнем, что необходимо различать договор оказания платных образовательных услуг и ученический договор.

Первый является гражданско-правовым и регулируется нормами гражданского законодательства. Ученический договор, как это следует из ст.198 ТК РФ, делиться на две формы: ученический договор на переобучение без отрыва от работы и ученический договор на профессиональное обучение.

При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора.

Во-вторых, на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к образовательному учреждению. Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора7. Так, например, если у учебного учреждения нет лицензии на профессиональное обучение, учреждение не имеет права вступать в договорные правоотношения.

В-третьих, на стороне заказчика услуг по подготовке, переподготовке и повышении квалификации может выступать как физическое, юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги по профессиональному обучению не для себя, а для служащего, работника и т.д.

. Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы).

Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на данные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей в РФ» (с последн. изм. и доп.

) и, в частности, глава III Закона (Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг))[6]; в Правилах оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. №505) заказчик – физическое лицо так и именуется «потребитель».

В-четвертых, данный договор можно охарактеризовать как: возмездный, консенсуальный.

В-пятых, исследователи относят рассматриваемый договор к казуальным сделкам, поскольку из содержания сделки ясно видно, какую цель преследуют стороны.

Типовым правовым результатом, достигаемым посредством данного договора, является следующее: для обучающегося (он же может быть и заказчиком) – приобретение высшего профессионального образования, для заказчика – удовлетворение потребности в квалифицированном специалисте в производственной, научной, культурной и других видах деятельности, для исполнителя – получение денежных средств для финансирования образовательной деятельности.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/dogovor-ob-okazanii-obrazovatelnyh-uslug/131513.1029673.s1.html

Договор возмездного оказания образовательных услуг

Договор об оказании платных образовательных услуг курсовая

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Правовые основы возмездного оказания образовательных услуг. 6

1.1Образовательная услуга как объект гражданского права 6

1.2Нормативные акты, регламентирующие договор оказания образовательных услуг 11

Глава 2. Правовая характеристика договора оказания образовательных услуг 14

2.1 Понятие, предмет и признаки договора оказания образовательных услуг 14

2.2 Субъективный состав договора оказания образовательных услуг 18

2.3 договора 21

Глава 3. Динамика договора возмездного оказания образовательных услуг 25

3.1 Особенности заключения договора возмездного оказания образовательных услуг 25

3.2 Основания и порядок изменения и прекращения договора возмездного оказания образовательных услуг 29

Заключение 32

Список использованных источников 33        

Введение

 

     Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что сегодня недостаточно четко нормативно регулируются отношения в сфере платного образования, актуальным является вопрос определения правовой природы договора по платному оказанию образовательных услуг, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

     Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 одним из направлений развития государства является переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. В то же время стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

     Поскольку совершенствование системы образования и образовательного законодательства представляется важнейшей задачей социально-экономического развития и одним из приоритетов современной государственной политики, необходимо развивать основательную нормативно-правовую базу в сфере образования и предоставления платных образовательных услуг.

     Следует отметить, что одним из недостатков оказания платных образовательных услуг является их более низкое качество, обусловленное меньшей ответственностью высшего учебного заведения и его преподавательского состава в предоставлении соответствующих образовательных услуг.

     Несмотря на безусловную практическую значимость платных образовательных услуг, необходимо отметить, что данный институт и его договорное регулирование остаются предметом для многих коллизий и научных споров, связанных как с местом платных образовательных услуг, так и их правовой природой, что доказывает значимость и актуальность исследования правовых особенностей договора об оказании платных образовательных услуг.

     Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе научно-практического анализа правовой природы договора об оказании платных образовательных услуг исследовать основные практические проблемы правового регулирования данного договора, а также предложить и обосновать пути совершенствования законодательства в этой сфере.

     Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

     1. Проанализировать и сформулировать определение платных образовательных услуг.

     2. Исследовать правовую характеристику договора об оказании платных образовательных услуг.

     3. Охарактеризовать субъектный состав договора об оказании платных образовательных услуг.

     4. Обозначить условия договора об оказании платных образовательных услуг.

     5. Определить содержание договора об оказании платных образовательных услуг.

     6. Проанализировать правовые особенности заключения, изменения и прекращения договора об оказании платных образовательных услуг.

     Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования договора об оказании платных образовательных услуг.

     Предметом курсовой работы является правовые нормы, регулирующие правовые аспекты договора об оказании платных образовательных услуг, его составляющие, а также порядок заключения, изменения и прекращения указанного договора.

     С целью получения объективных данных об исследуемом предмете я использовала общенаучные методы, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез.

     Теоретическую основу курсовой работы составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере.

     Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, и иные акты.         

1.1Образовательная услуга как объект гражданского права

 

     Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко хочу обозначить  сущности понятий «услуга» и «образование».

     Ф.

Котлер предлагает следующее определение: «Услугалюбое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо»2.

Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитыватьпри разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать  или понюхать до момента приобретения.

Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

      Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании»3 провозгласило область образования приоритетной.

     Упомянутый выше закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года является основным актом, регулирующим отношения в области образования в нашей стране. Данный закон внес существенные изменения в регулировании сферы образования.

Были введены новые, неизвестные ранее советскому образованию нормы, такие, как предоставление обучающимся права получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, возможности организации и функционирования негосударственных образовательных организаций.

Это повлекло внедрение не только новых инструментов осуществления образовательной деятельности, но и обусловленного этим появлением новых категорий и понятий. Одним из таковых стала образовательная услуга.

      Законодательно определение образовательная услуга не закреплено, поэтому нет единого мнения исследователей о том, что же считать образовательной услугой.

     Так например , В.М.

Сырых4 придерживается узкого подхода в определении образовательных услуг, утверждая, что поскольку Закон об образовании проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов даже на платной основе, не представляется возможным.

     Возмездность, как важнейший критерий определения образовательной услуги рассматривает С.В. Куров5. По его мнению, в платной образовательной сфере само понятие «образование» вытесняется понятием «образовательные услуги» как более точно отражающим характер регулируемых отношений.

Автор подчеркивает различную правовую природу отношений по обучению и воспитанию, возникающих на возмездной и безвозмездной основе. Эта позиция поддерживается А.В.

Белозеровым6, по мнению которого образование, получаемое за счет бюджетных средств, и образование, получаемое на возмездной основе, регулируются нормами различных отраслей права.

     Платность как основополагающий элемент образовательной услуги видит в своих исследованиях и Г.Д. Шкарлупина7. Однако ее подход еще более сужает понятие образовательных услуг, в качестве которых автор рассматривает деятельность, превышающую государственный образовательный стандарт и носящую дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении.

     В.В. Кванина8 всю деятельность вузов рассматривает как набор образовательных услуг, которые могут оказываться либо за счет бюджетных средств, либо за счет средств потребителей этих услуг или которые могут быть оплачены третьими лицами.

     Сущность образовательной услуги заключается в действиях определенного лица, совершаемых для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего.

  Подобное понимание позволит рассматривать образовательные услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных лиц на основе договора возмездного оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ – знаний, умений, навыков и т.п.

     Получается, что образовательные услуги – это вся образовательная деятельность, но часть из этой деятельности – социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть – это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК РФ. Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом.

Кроме того, отмечу  ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

– сезонность;

– высокая стоимость (образовательные услуги обладают  высокой потребительной     стоимостью,    т.к.  наращивают   потенциал   личности, специалиста,  а   на   развитых   рынках   это    выражается   в      признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);

– относительная  длительность  оказания (так,  например,  в  нашей стране получение первого высшего профессионального  образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

– отсроченность выявления результативности;

– зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося; 

– необходимость дальнейшего сопровождения услуг; 

– зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся; 

– невозможность перепродажи;

      Исследования9 показывают, что основными потребителями образовательных услуг в России являются представители т.н. среднего класса10: в 2001 году расходы по статье «Образование» имели около 60% семей среднего класса – от 4 до 6 миллионов семей.

  Средний уровень расходов на образование в этих семьях составил 800 – 900 долларов в год, а общие расходы на образование только россиян среднего класса, соответственно, –  3,2 – 5,4 миллиарда долларов.

Даже, если предположить, что на средний класс приходится 90% всех расходов россиян на цели получения образования, объем рынка образовательных услуг в 2001 году можно оценить в 3,5 – 6 миллиардов долларов.

1.2Нормативные акты, регламентирующие договор оказания образовательных услуг

 

     Договор возмездного оказания образовательных услуг это соглашение между образовательным учреждением и потребителем о предоставлении последнему возможности получения объема знаний по соответствующей образовательной программе, сопровождающейся проведением контрольных мероприятий за определенную плату в течение определенного периода времени.

Источник: https://www.turboreferat.ru/civil-law/dogovor-vozmezdnogo-okazaniya-obrazovatelnyh-uslug/226000-1121337-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.