Процедура изменения границ земельного участка

Содержание

Изменение кадастровых границ земельного участка

Процедура изменения границ земельного участка

Отношения, возникающие при изменении границ земельного участка регулируются Федеральным законом № 221 от 24.07.2007 года. Законодательство РФ позволяет изменять границы участка как в пользу увеличения, так и уменьшения. Об этом и поговорим в статье.

статьи:

Случаи, при которых необходимо изменение:

  • В результате кадастровой ошибки, когда геодезисты при межевании допустили неточности. В этом случае компания, которая неверно провела работы, проводит их снова, составляет новый кадастровый план с исправлениями.
  • По заявлению владельца участка: при его разделе или объединении со смежными, при совершении сделок с наделом для уточнения его размера, при стертости со временем границ. Для этого необходимо снова произвести межевание и установить новые границы.
  • По заявлению соседей при самовольном увеличении площади владельца смежного участка.
  • С целью уточнения границ. Когда фактические размеры надела отличаются от тех, что указаны в документах на 10 и более процентов.

При наличии смежных наделов, изменения должны происходить с согласия соседей. Если они против, то вопрос решается в судебном порядке.

Как начать процедуру изменения границ?

За услугой проведения замера границ следует обратиться в геодезическую компанию или в кадастровую палату с заявлением.

К нему прилагаются:

  • Документ, подтверждающий правовладения ЗУ.
  • Кадастровая выписка.
  • Ситуационный план.
  • Документ, разрешающий внести изменения в государственный кадастр.
  • Паспорт заявителя.

После того, как заявитель предоставил необходимые документы, он заключает договор и оплачивает услуги с геодезической компанией о проведении кадастровых работ.

Если межевание проводятся повторно, то владелец участка должен обосновать необходимость повторного проведения кадастровых работ и предоставить межевое дело.

Обоснованием может служить:

  • Решение суда.
  • Административный акт.
  • Решение Росреестра.

Главное условие для проведения работ – участок должен иметь регистрацию в государственном кадастре.

Как проводится изменение границ?

Процедура по изменению границ может длиться до трех месяцев и включает три этапа:

  1. Подготовительный. Заключение договора с геодезической компанией. Составление списка собственников смежных участков. Составление плана работы.
  2. Полевые работы. Геодезическая съемка, измерение площади, установка межевых знаков. Измерительные работы ведутся с помощью специального оборудования, осматривается почва, выявляются особенности рельефа, все элементы (холмы, впадины, канавы, пруды и т.д.) отражаются на плане.
  3. Заключительный. Обработка полученной информации, составление межевого плана, согласование с соседями, внесение изменений в кадастровые документы.

Этапы согласования с соседями

Соседей необходимо оповестить об изменении границ за 30 дней до начала работ. В процессе согласования предусмотрена индивидуальная работа с каждым или проводится коллективная встреча.

Процесс согласования имеет этапы:
1. Соседи получают извещения от компании. Способы его подачи:

  • Лично под роспись.
  • В электронном виде.
  • Заказным письмом.
  • В виде публикации в газете (на случай, если соседей много, при коллективной собственности, либо нет возможности установить местонахождение).

2. В назначенный день кадастровый работки проводит встречу с ними и знакомит с подготовленным кадастровым планом, на котором обозначены межевые границы.

3. Обязательно ведутся разъяснительные работы и ответы на вопросы соседей, у которых не должно быть сомнений в правомерности изменения границ.

4. На обратной стороне чертежа составляется акт согласования кадастровым инженером. Акт содержит план участка и информацию о владельцах смежных наделов.

5. Акт подписывается соседями и подшивается. При этом проверяются паспорта или доверенности представителей.

https://www.youtube.com/watch?v=nDBvFXsZUwk

Наличие чертежа при составлении акта обязательно, если акт подписан без него, то его можно оспорить в суде.

Если участок граничит с муниципальными землями, то требуется согласование с администрацией.

сюжет расскажет о согласовании границ земельного участка

Сколько стоит изменение кадастровых границ?

Цена кадастровых работ зависит от площади участка, от его удаленности и особенностей рельефа. В среднем стоимость услуги составляет от трех до шести тысяч рублей. Оплата проходит до начала работ и к заявлению прилагается квитанция.

Если участок не стоит на кадастровом учете, то понадобятся дополнительные работы по землеустройству, что увеличит их стоимость.

Изменение границ должно проводиться только квалифицированными специалистами, имеющими разрешающий сертификат.

Вам также может понравиться

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/izmenenie-kadastrovyx-granic-zemelnogo-uchastka.html

Как изменить площадь земельного участка после межевания

Процедура изменения границ земельного участка

В некоторых случаях существует законная возможность определённым образом увеличить свой земельный участок за счёт земель государственной или муниципальной собственности. Одним из важных этапов при этом является уточнение границ земельного участка с увеличением площади.

При внесении записей в Госреестр далеко не всегда было обязательным уточнение границ земельного участка. В настоящее время законодательство обязывает тех, кто до сих пор этого не сделал, провести такое уточнение в обязательном порядке.

В противном случае при проведении юридических действий с землёй могут возникнуть проблемы.

Важность вопроса

Для того чтобы распоряжаться своей недвижимостью, её нужно зарегистрировать в государственном реестре прав собственности на недвижимость.

В частности, для этого необходимо оформить на неё кадастровый паспорт и получить кадастровый номер.

Если речь идёт об участке земли, то, в некоторых случаях, остаётся невыясненным вопрос по уточнению и фиксации границ такого участка установленным законом способом.

Право собственности на участок земли действует только в том случае, когда его регистрация в ЕГРП проведена в полном соответствии с требованиями законодательства.

На первый взгляд может показаться, что это чисто формальная проблема. Ведь в повседневной жизни обычно границы установлены и их признаёт как сам собственник, так и его соседи. На самом же деле иногда это может оказаться серьёзной проблемой.

Один из возможных примеров. Предположим, у частного дома имеется участок и через него местные власти хотят провести дорогу или другой линейный объект. Для того чтобы отстоять свою землю, необходимо, чтобы права на неё были уже оформлены на момент начала спора. Кроме всего прочего, нужно, чтобы была выполнена процедура межевания.

Ещё один пример выглядит следующим образом. Предположим, правоустанавливающим документом на землю является завещание. Согласно ему наследник получил 600 квадратных метров земли.

Долгое время он пользовался ей, не изучив соответствующие документы, пока по какой-то причине не понадобилась выписка из Госреестра прав собственности.

Оттуда он узнал, что участок с данным кадастровым номером имеет совсем другую конфигурацию, а площадь его (согласно данным из реестра) несколько превышает указанную величину. Возникает некоторое противоречие, и пока оно не будет устранено, хозяин участка не сможет производить никаких юридических действий с ним.

Нередки случаи, когда при уточнении границ между соседями возникают территориальные споры, которые иногда приходится решать в суде.

Межевание

Если возникает необходимость уточнить границы, прибегают к услугам сертифицированного кадастрового инженера. Одним из важных этапов процедуры является встреча с владельцами соседних участков для согласования границ.

Это важно не только для, собственно, урегулирования спорных моментов, но и для того, чтобы границы участков не накладывались друг на друга и не образовывали пустот, которые расположены между ними и никому не принадлежат. В зависимости от результатов производится окончательное оформление.

Если стороны не смогли найти между собой общего языка, вопрос решается посредством подачи судебного иска.

Прирезка земли

В процессе уточнения возможны самые разные сложные ситуации. Одна из них состоит в том, что некоторые земли находятся на границе муниципальной или государственной земли, которая в течение долгого времени активно не использовалась.

Иногда происходит так, что владелец участка самовольно добавляет себе кусок государственной или муниципальной земли. Это практика в наше время распространена достаточно широко. С 1 марта 2015 года в РФ было принято законодательное решение по поводу данной ситуации.

Было решено разрешить такую прирезку земли.

Если имеется собственник участка, который его зарегистрировал в госреестре, то он может дополнительно зарегистрировать и захваченную самовольно землю в совокупности с первоначальным участком и получить на новый, увеличенный участок кадастровый паспорт.

Это возможно не во всех случаях. Здесь существуют определённые ограничения. Но в большинстве случаев такое действие является не только возможным, но и вполне реальным.

Прирезка

Прирезка — это участок, который:

  • относится к госсобственности или муниципальной собственности;
  • захвачен самовольно;
  • присоединён к смежному участку, который находится в частной собственности.

Долгое время эти действия были законодательно запрещены. Но это не мешало тому, что, по факту, прирезки не только продолжали происходить, но и делались во всё более широких масштабах. Постепенно это стало одним из аргументов, который повлиял на мнение законодателей в данном вопросе.

В итоге был принят закон, узаконивающий присоединение земли, который начал действовать в 2015 году. Конечно, в этом случае потребуется внести определённую плату.

В некоторых случаях, например, тогда, когда хозяин участка просто хотел бы устранить изломанность границ своей земли, это может быть сделано за значительно меньшую плату. Законодательные изменения были реализованы путём изменений в ЗК РФ. Всё, что относится к рассматриваемому вопросу, находится в отдельной главе (V.4). Изменения вступили в силу 1 марта 2015 года.

Юридический порядок

Новые положения закона применяются к таким участкам земли, которые расположены рядом с границами муниципальных или государственных земель, но при этом находятся в частной собственности граждан.

Здесь существуют некоторые ограничения:

  1. Земля, которая может быть присоединена к участку, не должна иметь статус земли общего пользования.
  2. Здесь также существует ограничение, которое относится к линейным объектам. Как известно, к такого рода объектам относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы или другие аналогичные объекты. Согласно закону, для обеспечения их нормального функционирования предусмотрен участок земли, который находится на определённом от них удалении. Одним из примеров таких участков может быть железная дорога и зелёная зона вдоль неё. Такие земли также не могут быть предоставлены для прирезки для участка.
  3. Ещё один запрет связан с той ситуацией, когда присоединяемая земля принадлежит к иной территориальной зоне. Уточнить это обстоятельство можно, например, обратившись в муниципальные органы власти или просто посетив их сайт.

Существует также ограничение и другого рода. Дело в том, что часто участки, имеющие то или иное предназначение, должны иметь площадь, которая не может превышать определённых нормативов.

Это приходится учитывать, если надо увеличить площадь своего участка. Суммарная площадь не должна превышать указанных пределов.

Такие нормативы могут существенно меняться в зависимости от региона, где находится земельный участок.

Обратиться за прирезкой может владелец земельного участка — частное лицо. Допустимо, когда он владеет землёй, которая предназначена для жилищного строительства.

Прирезка также возможна, если земля предназначена для садоводческой, огороднической деятельности или для ведения дачного хозяйства.

Цена земли

То, что прирезка разрешена законодательством, не отменяет того факта, что в данном случае фактически осуществляется продажа государственной или муниципальной земли частным лицам.

По какой цене она происходит? Размеры компенсации определяются хозяином, собственником земли — государством и местными властями. В различных регионах цена может отличаться.

В то же время эта цена имеет определённую структуру.

Для этого учитываются:

  • площадь земельного участка присоединяемой земли;
  • кадастровая стоимость этого дополнительного участка;
  • доплата, которая назначается хозяином земли и выражается в процентах от кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости обычно определяется на основе рыночных цен и остаётся фиксированной в течение нескольких лет. После этого происходит переоценка участка в связи с новыми реалиями рынка, которая снова не будет пересматриваться ещё несколько лет. То есть, кадастровая стоимость земли существенно зависит от рыночной ситуации, но обычно она несколько меньше неё.

Как можно узнать кадастровую стоимость того или иного участка земли? Один из возможных вариантов состоит в том, чтобы ознакомиться в интернете с публичной кадастровой картой РФ.

Такая цена входит в предоставляемую там информацию.

В большинстве случае это можно сделать по кадастровому номеру интересующего покупателя участка, но на кадастровой карте такой номер нетрудно найти с помощью самой карты, постепенно увеличивая её масштаб.

Если по какой-либо причине получить информацию таким путём не получается, можно отправить запрос в Росреестр для получения нужной информации. В заявлении необходимо указать предпочтительную форму ответа. Это может быть как электронное письмо, так и обычное бумажное письмо. Это обращение не является бесплатным.

Делая его, нужно будет оплатить государственную пошлину. Если планируется получить в ответ электронное письмо, то пошлина составит 150 рублей, если потребуется ответ в форме бумажного письма, пошлина равна 400 рублям.

Для того чтобы удостоверить оплату, нужно отсканированную копию платёжного документа приложить к отправляемому заявлению.

Насколько велика цена может быть? Считается, что цена будет несколько ниже рыночной.

Продажа земли частным лицам — это один из источников дохода для государства, а продать её другим образом проблематично.

Если говорить о федеральных землях, цена их прирезки известна и составляет 15 процентов от их кадастровой стоимости.

Процедура перераспределения

От лица государства назначается уполномоченный орган. Само перераспределение происходит на основании соглашения такого уполномоченного органа и владельца земельного участка. Обычно со стороны государства выступает орган, который занимается перераспределением государственных или муниципальных земель.

Для того чтобы сделать такое обращение, необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  1. Составляется заявление на получение дополнительного участка земли.
  2. Предоставляются копии имеющихся в наличии правоустанавливающих документов на землю. Это может быть, например, договор купли-продажи, дарственная или документ о получении наследства.
  3. Должен быть включён проект проведения межевания рассматриваемого участка. Если такого проекта нет в наличии у заявителя, он за свой счёт должен нанять специалистов, которые его подготовят. Обычно этот документ готовится сертифицированным кадастровым инженером на основе установленных ранее геодезических данных. Средняя цена оформления такого документа составляет примерно пять тысяч рублей.

Пакет документов подаётся в уполномоченный орган для принятия окончательного решения. Законодательством для этого установлен предельный срок. Он составляет 30 календарных дней. Решение, принятое в итоге, может быть положительным или в нём просителю может быть отказано в расширении принадлежащего ему участка. Отказ может быть связан с различными причинами.

Он может основываться на неправильном оформлении пакета документов, а также с совсем другими причинами. Это может быть, например, связано с тем, что соответствующая территория недавно получила статус земель общего пользования.

Возможна и такая причина, что на запрашиваемой земле есть планы дальнейшей городской застройки, в связи с чем она не может быть передана частному лицу.

Есть и другие возможные причины отказа:

  1. Этот участок может быть уже выставлен на аукцион.
  2. Земля может по той или иной причине относится к землям ограниченного оборота.
  3. Она может быть зарезервирована для определённых государственных нужд.
  4. В некоторых случаях передача данного участка земли может ограничивать права других землевладельцев или землепользователей. В этом случае передача возможно только с условием проведения соответствующих согласований.
  5. В том случае, когда участок, к которому планируется прирезать землю, находится в ипотеке, для выполнения этого в обязательном порядке нужно получить разрешение банка.

Сложным моментом является ситуация, когда на участок земли одновременно претендуют два или большее количество заявителей. Эта ситуация не урегулирована с точки зрения законодательных норм.

Если решение положительно

Предположим, обращение увенчалось успехом. Что предстоит сделать в этом случае? Поскольку в результате проведения прирезки земли фактически речь идёт о новом участке, на него необходимо получить кадастровый паспорт и провести регистрацию в Госреестре прав собственности на объекты недвижимости.

Причём важно заметить, что заново проводить регистрацию нужно не только из-за того, что произошло изменение границ земельного участка, который был расширен, но и для того, от которого некоторая площадь была отрезана. Ведь последний также изменился и требует внесения изменений в Госреестр. Нужно провести уточнение границ такого земельного участка с уменьшением площади.

Причём оплатить такую работу придётся хозяину увеличенного участка.

В разных регионах страны оплата работы кадастрового инженера по постановке изменённого участка на кадастровый учёт может существенно различаться. В различных регионах страны цена может изменяться в пределах от 10000 до 30000 рублей за постановку на учёт одного участка. Фактически данные затраты являются дополнительной платой за возможность увеличения имеющегося у заявителя участка земли.

После того, как новый кадастровый паспорт будет получен, гражданину снова придётся обратиться в уполномоченный орган.

Там подписывается проект соглашения о перераспределении земель, направляемый заявителю, который обязан подписать его в тридцатидневный срок.

После того, как он поставит подпись на этом документе, оплату необходимо будет произвести в течение 30 календарных суток. При проведении оплаты не предусмотрены такие варианты, как оплата в рассрочку. Отсрочка платежа при этом также не применяется.

Есть ли выгода

Государство, продавая землю, получает дополнительные финансовые средства. Граждане получает возможность существенно увеличить площадь законно принадлежащей им земли.

Проведение прирезки выгодно обеим сторонам: владельцам участков и государству.

Также есть и другая косвенная выгода. Таким образом происходит увеличение площади земель, которые полноценно участвуют в экономической деятельности и за которые будут платиться налоги. В процессе переоформления документов на право собственности в какой-то степени произойдёт актуализация информации, которая содержится в государственном реестре собственности.

Источник: https://ZhiloePravo.com/kadastr/mezhevanie/utochnenie-granits.html

Порядок уточнения границ земельных участков

Процедура изменения границ земельного участка

Доброго дня, уважаемые читатели.

В предыдущей статье я рассказывал о том, что такое уточнение границ земельного участка и в каких случаях оно необходимо.

На практике просто огромное количество вопросов возникает о порядке уточнения границ участков. В этой статье об этом и поговорим.

Порядок уточнения границ земельных участков определен в п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.:

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

За весь период существования кадастрового учета приведенные правила, по большей части, оставались в неизменном виде. Ранее они определялись п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в различных интерпретациях, смысл которых можно свести к действующей редакции.

Приведенная формулировка объемная и довольно сложная для понимания. На практике она применяется следующим образом:

  1. В первую очередь границы уточняются по сведениям, которые содержатся о границах участка в документе о праве (правоустанавливающем документе).
  2. Если в документе о праве таких сведений нет, либо их недостаточно, либо нет самого документа, то границы уточняются по сведениям, которые содержатся в землеотводных документах.
  3. Если таких документов нет или в них не хватает сведений, то границей земельного участка считаются существующие на местности 15 и более лет искусственные или природные объекты, которые отделяют участок от других (фактические границы земельного участка).

Указанный порядок имеет последовательный характер применения, а не альтернативный. Это очень важно.

Если сведения о границах есть в документе о праве на участок, то определять границы по существующему 15 лет забору на местности нельзя. Точно также нельзя сразу определять границы по забору, игнорируя землеотводные документы.

2. Применение порядка уточнения границ земельных участков при рассмотрении земельных споров в суде

Положения п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости применяются судами при рассмотрении земельных споров о границах участков.

Самый простой пример подобных споров:

Собственник участка хочет уточнить границы и обращается к соседу за согласованием. Сосед отказывает, так как считает, что смежная граница должна проходить в другом месте. И тоже начинает уточнять границы участка.

Оба соседа обращаются в суд с исками об установлении границ участков.

В этом случае суд должен выяснить следующие обстоятельства:

  • имеются ли изначальные документы о праве, то есть документы, на основании которых участки были образованы и предоставлены их первым владельцам?
  • если имеются, то возможно ли из них определить местоположение границ участков?
  • если нет возможности или нет первичного документа о праве, то имеются ли землеотводные документы на участки?
  • если землеотводных документов нет или в них недостаточно сведений, то где существуют фактические границы участков последние 15 лет или более?

Любой иной подход будет не правильным. Потому, что границы земельных участков уточняются не хаотично и не как хочется их собственникам, а в порядке, который определен законом.

Часто мне приходится встречать попытки найти, так называемую, «историческую» границу участка. На вопрос, что понимается под «исторической» границей я обычно слышу «это место, где забор всегда стоял» или что-то созвучное.

Так вот, такой формулировки как «это место, где забор всегда стоял» и понятия «историческая граница» закон никогда не содержал и не содержит. Поэтому, не имеет никакого значения, где стоял забор в 80-х годах, если на момент уточнения границ участка последние 15 лет забор был расположен в другом месте.

Я полагаю, что термин «историческая граница» как аргумент может быть использован только тогда, когда есть определенная уверенность в неизменности ее местоположения с момента образования и до момента рассмотрения спора.

3. Документы о праве на участок и документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании

Документы объединены в один пункт потому, что издавались они, как правило, совместно. Однако, бывают случаи, когда на руках у землевладельца имеется что-то одно.

Перечень таких документов законом не определен.

Вот их основные виды, которые встречаются на практике:

  • свидетельства о праве собственности на землю;
  • государственные акты на землю;
  • договоры о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для строительства жилого дома;
  • чертежи, планы границ и схемы расположения земельных участков, утвержденные уполномоченными органами при предоставлении участка;
  • схемы, карты, планы, утвержденные райкомземами;
  • любые другие подобные документы.

В контексте уточнения границ участков под документом о праве (землеотводном документе) понимается изначальный документ, на основании которого участок был образован и предоставлен первому владельцу.

Переход земельного участка в собственность последующих владельцев происходит либо по сделкам (купля-продажа, дарение, мены и т. п.) либо иным способом (наследство, реорганизация юридического лица и т.п). В таких документах сведения о границах земельного участка не указываются никогда. Во всяком случае, за годы своей практики я такого не встречал ни разу, хотя в теории это не исключено.

Поэтому, с точки зрения уточнения границ подобные правоустанавливающие документы никакой практической пользы не несут и нужно изучать самый первый документ о праве, на основании которого участок был предоставлен изначально.

Такие документы о праве в практике иногда называют первичными документами.

Наглядные примеры:

Практически во всех подобных документах максимум полезной информации о границах участка – это линейные размеры. Единично встречаются случаи, когда указаны точные сведения, из которых можно достоверно установить местоположение границ.

Выполняющий уточнение границ земельного участка кадастровый инженер должен попытаться определить границы участка из имеющихся в указанных документах сведений.

И только в случае отсутствия такой возможности – проводить уточнение по фактическим границам участка.

4. Границы, существующие на местности пятнадцать лет и более (фактические границы)

Объекты искусственного происхождения – это стены домов, хозяйственных построек, сараев, бань, гаражей, заборы и иные ограждения, автомобильные дороги, железнодорожные пути и прочие линейные объекты.

Природные объекты – это лесопосадки, лесополосы, овраги, реки, ручьи и аналогичные объекты.

Самое главное – такие объекты должны визуально отделять земельный участок от соседних.

Для того, чтобы определить границу участка по таким объектам нужно установить, где они последний раз без изменений были расположены 15 или более лет.

Объясняю на наглядном примере:

  • Земельный участок был окружен забором с 1980 года по 2003 год без изменения его местоположения. То есть, 23 года.
  • В 2004 году одна из границ участка изменила свое местоположение путем перестановки забора на два метра в сторону от участка, т. е. в 2004 году участок расширился.
  • В 2007 году был перенесен забор другой границы на 1,5 метра в сторону от участка, т. е. участок опять расширили.

Границы земельного участка уточняются в 2020 году. Каким образом? По забору, который существовал с 1980 года по 2003 год.

Потому, что в соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости мы установили границы участка, которые существовали без изменений более 15 лет. Следовательно, именно такая граница считается установленной и согласованной между собственниками смежных участков.

А как определить границы этого участка в 2024 году? По забору, который существовал с 2007 года по 2023 год. Потому, что он просуществовал на местности без изменений последние 15 лет.

Наиболее часто встречающиеся документы, в которых зафиксированы сведения о существовании фактической границы участка:

  • Генеральные или ситуационные планы участка, составленные органами технической инвентаризации (БТИ);
  • Ортофотопланы местности;
  • Картографические материалы государственного фонда данных масштабом 1:5000 и крупнее.

Самое главное, чтобы из этих документов можно было определить местоположение фактических границ и время их существования.

Наглядные примеры:

Заключение:

Каким бы сложным не показался вопрос о порядке установления границ участка на первый взгляд, на самом деле в нем нет ничего сверхъестественного. Главное иметь правильное понимание и не питать ложных иллюзий.

На этом все. Буду рад, если изложенный материал оказался для вас полезным.

Источник: https://jurist-goraynov.ru/poryadok-utochneniya-granits-zemelnyh-uchastkov/

Изменение границ земельного участка: образец заявления об изменении площади или описания границ и их перенос

Процедура изменения границ земельного участка

Земельный участок может иметь очень сложную геометрическую форму. Со временем, не без участия природных явлений, границы могут быть размыты или утеряны. В процессе межевания используется точная геодезическая аппаратура, которая с минимальной погрешностью позволяет определить и закрепить на местности координаты точек границ земельного участка.

Чтобы идентифицировать земельный участок, как объект недвижимости, необходимы уникальные характеристики, которые однозначно укажут на конкретный надел (п.1 ст. 7 , закон №221-ФЗ от 24.07.2007 г.). Такими характеристиками являются точки границ и площадь. Получение этих данных является целью проведения процедуры межевания.

Причины изменения границ

Основанием для проведения межевания с целью уточнения границ участка могут стать:

  • несоответствие данных, хранящихся в службе кадастра требованиям к описанию границ землевладений;
  • несоответствие площади участка по данным кадастра сведениям в документах, подтверждающих право собственности.

Что делать, если участок оказался больше?

Для того чтобы обновить данные кадастра и узаконить увеличение размеров земельных владений необходимо убедиться, что для этого есть основания и возможность.

Закрепить за собственником «лишние» метры уже на этапе постановки на кадастровый учет возможно, если:

  • минимальный размер земельного участка в регионе его расположения не установлен;
  • увеличение размера участка не превышает 10% от площади землевладения, указанного в документах о праве собственности;
  • площадь увеличенного участка не превышает установленный в регионе максимальный размер земельного надела.

В этих случаях при подготовке межевого плана кадастровый инженер укажет актуальные границы и соответствующую площадь. При регистрации в кадастр будут внесены обновленные данные, которые отразятся в кадастровом паспорте. С новым кадастровым паспортом следует обратиться в Росреестр для получения соответствующего свидетельства о праве собственности.

Если площадь участка оказывается больше максимально разрешенной, владелец вправе:

  • отказаться от увеличения размера имущества;
  • выкупить в собственность дополнительные квадратные метры.

После процедуры площадь увеличилась: допустимое превышение

Размеры земельных участков ограничены Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Правила устанавливают местные органы муниципальной власти (ст.30 Градостроительный Кодекс РФ).

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса каждая территория умеет свой градостроительный регламент. В регламенте прописаны виды разрешенного использования земельных наделов и их предельные (максимальные и минимальные) размеры (ст.30, ст.38 Градостроительного Кодекса РФ).

Как увеличить площадь землевладения путем оформления «прирезок»

Используемое понятие «прирезки» в законе называется «перераспределении земель, находящихся в собственности государства или муниципалитета, или в частной собственности.

Статья 39.28 Земельный Кодекс (п. 3 ч.1 ст. 39.28) прямо указывает на юридически основания для оформления «прирезки». Для физических лиц – владельцев частных домов, дач, участков в садовых товариществах, это перераспределение с целью исключение вклинивания, изломанности границ.

Для оформления перераспределения необходимы следующие действия:

  1. Передать заявление с просьбой о перераспределении участков в орган местного самоуправления, который уполномочен распоряжаться землями, принадлежащими государству.
  2. Если нет оснований для отказа (их 13), заявитель получит согласие на перераспределение и Постановление об утверждении схемы участка на кадастровом плане территории.
  3. Заявитель оформляет заявку на выезд кадастрового специалиста, а тот проводит межевание.
  4. Полученный межевой план владелец участка регистрирует в службе кадастра
  5. После подписания соглашение о перераспределении земель (Выкупную цену устанавливает субъект РФ), заявитель производит оплату выкупной стоимости «прирезанных» земель.

ВАЖНО. Размер увеличенного за счет «прирезки» участка, не должен превышать предельный максимальный размер землевладения, установленный в данном регионе.

Ответственность за самовольный захват

Пользование земельным участком, не имея на него имущественных прав, считается самовольным захватом земли и является административным правонарушением (ст. 7.1 КоАП РФ).

Захват земли имеет несколько вариантов:

  • физическое лицо захватило земли физического лица,
  • юридическое лицо использует имущество физического лица,
  • физическое лицо пользуется землей, зарегистрированной на юридическое лицо,
  • физическое лицо или организация незаконно используют участки земли, принадлежащей государству.

Штрафы за такое правонарушение установлены в процентах к кадастровой стоимости участка:

  • 1-1,5% для физических лиц;
  • 2-3% для юридических

При отсутствии установленной стоимости штраф имеет фиксированный размер:

  • 5-10 тысяч рублей для граждан;
  • 100-200 тысяч – для организаций.

Уменьшение площади ЗУ: как оформить?

Необходимость в уменьшении площади земельного участка может возникнуть в следующих случаях:

  • если судом признано правомерным обращение соседей с заявлением о несогласии с границами участка (в акте согласования сосед отметил свое несогласие),
  • если признана ошибка кадастрового инженера
  • если участок подлежит разделу и отчуждению части земель.

Разрешив мирно спор с соседями, достаточно подписать акт согласования границ. Изменения в ЕГРН будут сделаны на основании акта.

При обнаружении ошибки, допущенной кадастровым инженером, следует повторно провести межевание. Основанием для корректировки данных ЕГРН станет новый межевой план.

Заключение

Все случаи изменения размеров земельного участка требуют повторного проведения съемки территории и уточнения границ. Чтобы пользоваться землей на законных основаниях, следует точно знать где границы этих земель.

Источник:

Что делать, если земельный участок по факту больше чем по документам?

Размер земельного участка иногда расходится с указанной площадью в кадастровых документах. Чтобы обезопасить себя и сохранить в своей собственности «лишние сотки», землепользователям следует провести переоформление земель. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно «добавить» земли, какие подводные камни могут ожидать собственника.

Сколько земли можно добавить?

На практике часто бывают случаи, когда данные площади и границах земельного участка в правоустанавливающих документах не идентичны действительному положению дел. Причин этому много.

Чаще всего несоответствие данных в кадастровом паспорте фактическим границам земли стало результатом ненадлежащего измерения земли.

Специалисты утверждают, что межевание участка раньше происходило без надежного инструментария, из-за чего возникает существенная погрешность в площади земли на бумаге и по факту.

Только в случае, если в государственный кадастр недвижимости не введены данные о границах земли, то землепользователь вправе безвозмездно провести оформление в собственность «лишних» соток.

Причиной отсутствия точных данных о земле больше всего бывает не проведённая процедуры межевания.

Только на основе межевания можно получить законным способом все данные о местоположении и площади земельного участка. Переоформить «лишние» сотки могут несколько категорий хозяев дачных участков. В первую очередь, это землевладельцы или их наследники, получившие объект недвижимости во времена Советского Союза.

Также определённые проблемы и затруднения в правоприменительной практике существовали до принятия Земельного кодекса РФ.

Получается, лица, приобретшие земли до 30 октября 2001 года, до вступления в силу единого кодифицированного акта в области земельного законодательства, вероятнее всего переоформят на себя дополнительные части земель без никаких проблем.

Каков же механизм «прибавления земель»? Кадастровый инженер или специалист-геодезист составляет межевой план. Проводится установление и документирование площади и местоположения границ земельного участка.

По месту своего жительства собственник с межевым делом должен обратиться в кадастровую палату.

Оформляя заявление на изменение кадастрового паспорта объекта, не помешает указать на правовое обоснование, сославшись на Закон «О государственном кадастре недвижимости», а именно статью 45 часть 7.

Какие сложности могут возникнуть?

Переоформляя лишние сотки на себя не следует забывать про два нюанса, которые могут помешать процедуре регистрации лишних соток.

Так, во-первых, бесплатно увеличить площадь земли в собственности можно только при соблюдении одного условия – оформляемый участок не должен превышать предельного минимума земель при выделении.

Как указывает часть 5 статьи 27 ФЗ №221 «дополнительная часть не должна превышать предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения».

К примеру, во многих регионах страны участки для дачного строительства выделяются размером в 6 соток. Эта стандартная площадь является одновременно и минимальной. Следовательно, исходя из буквы закона, хозяин земли в дачном строительстве не вправе добавить к себе больше 6 соток.

Определение указываемых минимумов земельных участков при выделении отнесено к компетенции региональных законодателей и органов местного самоуправления. Непосредственное указание на эту норму содержится в статье 33 ЗК РФ.

Однако не во всех регионах устанавливаются минимумы выделяемых земель.

В таких случаях Закон «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что допустимый максимум добавляемой бесплатно земли будет равняться 10% площади земли, указанной в кадастровом паспорте.

Во-вторых, кадастровый инженер, составляя межевой план, должен привести обоснование увеличения площади. Указание на это приводится в Законе «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 38 ФЗ 221: «При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Какие земли не подлежат приватизации?

Переоформляя «дополнительные сотки» на свое имя, следует учитывать правовую природу этих земель. Возможно ли получить в частную собственность этот участок земли – именно такой вопрос должен задавать каждый землепользователь при регистрации своих прав на «лишние сотки». Земельный кодекс содержит норму, ограничивающую оборотоспособность определённой категории земель.

Так, не подлежат передаче в собственность участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Норму о запрете приватизации содержит и Водный кодекс РФ. Так, земли в пределах береговой полосы, где находятся обводненные карьеры, пруды, запрещено приватизировать.

Нередки случаи, когда к дачным участкам прилегают земли из лесного фонда. Пользуясь ситуацией, граждане прихватывают к себе земли лесного фонда. Несмотря на это, Лесной кодекс запрещает оформлять в собственность такие земли.

При этом не имеет никакого значения длительность нахождения земель в пользовании дачника.

Следует иметь ввиду, что статья 71 Лесного кодекса РФ разрешает предоставлять в безвозмездное пользование на определённый срок и в аренду земли из лесного фонда.

Бесхозный участок – бесплатный сыр или правовая лазейка?

Очень часто можно стать свидетелем ситуации, когда в дачном товариществе или массиве участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, «красуются» и зарастают бурьяном пустующие земли.

Некоторые дачники, желая дешево получить загородную недвижимость, приобретают заброшенные бесхозяйные наделы. Однако при оформлении в собственность этих участков незадачливые граждане терпят фиаско.

Действительно, законодатель оставил мизерные шансы того, чтобы полноценно оформить право собственности на эти наделы.

Перед тем, как легально заполучить брошенную землю, следует разузнать, на чье имя зарегистрировано право собственности на якобы «бесхозный» участок. Направив информационный запрос в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), получить подобного рода сведения вправе каждый гражданин.

Практически все земли закреплены за определёнными лицами – за кем-то на праве собственности, за кем-то на праве пожизненного наследуемого владения. Несмотря на это, найти хозяина земли практически невозможно.

Источник: https://vzelenke.ru/nedvizhimost/stoit-li-provodit-izmenenie-granits-zemelnogo-uchastka.html

Уточнение границ земельного участка: порядок действий, правила

Процедура изменения границ земельного участка

Последние изменения: Январь 2021

Уточнение границ земельного участка требуется при возникновении споров и судебных тяжб в отношении определенной части земли, граничащей с соседским наделом.

В процессе выполнения работ, кадастровые инженеры выявляют реальные границы и имеющиеся расхождения для дальнейшего согласования с заинтересованными лицами – представителями официальных структур и собственниками прилегающих земель.

Приобретая права на участок, иногда возникает потребность в уточнении существующей пограничной линии между собственностью и смежными наделами.

При подготовке к сделке покупатель требует получения точных сведений о земле, подтверждаемых документально.

Чтобы избежать проблем относительно чужих притязаний на часть территории, рекомендуется пройти процедуру уточнения местоположения границ и площади земельного участка, основываясь на положениях земельного и гражданского законодательства.

Особенности процедуры: для чего требуется

Уточнение пределов земли включает комплекс мероприятий, связанных с выявлением и юридической фиксацией точных характеристик объекта недвижимости – площади, конфигурации, местоположения согласно системе координат. В процессе определения пределов фиксируют поворотные точки надела, по которым определяется истинное расположение собственности.

В отличие от остальных вариантов документации на землю, с разнообразными характеристиками и показателями недвижимого имущества, уточнение границ призвано зарегистрировать объем и характер прав на конкретный земельный надел, защищая неприкосновенность пределов собственности.

Несоблюдение требований законодательства, отсутствие уточненных пределов, влечет следующие варианты негативных последствий:

  • Создание некоторых ограничений в праве на имущество, так как разнообразные мероприятия в отношении земли становятся недоступными.

    Владелец не вправе выполнить раздел, выдел, провести объединение со смежной землей.

  • Высокая вероятность споров, включая судебные разбирательства в отношении землевладельца, никак не защищенного от посягательств на граничащие с соседскими частями земель.

  • Риск предъявления притязаний на постройки, возведенные рядом с межой, требования соседей об их сносе. Особое внимание стоит уделить установлению границ, если планируется строительство капитального забора, т.к.

    в случае судебного оспаривания приграничной земли соседи вправе требовать сноса, и гарантий принятия судьей решения в пользу владельца забора нет.

Тема установления границ и принадлежности граничащих частей земли, не теряет своей актуальности. Не редкость случаи самовольного захвата чужих территорий, что ведет к расхождению между документами на участок и реальным положением вещей.

Из-за того, что закон не требовал обязательного уточнения границ в прошлом, в настоящий момент многие собственники наделов сталкиваются с неприятными разбирательствами с соседями, привлечением различных государственных структур, судебных инстанций, адвокатов и т.д. Избежать лишних трат и защитить свою территорию позволит уточнение границ земельного участка и регистрация местоположения объекта недвижимости.

Описание процедуры

Процесс уточнения пределов участка – сложен и требует определенных усилия со стороны собственника и затрат. Информация о последовательности шагов и различных нюансов исполнения каждого процесса, помогут избежать непредвиденных трудностей и определить собственный порядок действий:

  1. Сбор необходимой документации на землю, которая далее потребуется для межевого дела.
  2. Полученные сведения далее передаются в предварительно выбранную геодезическую организацию, чтобы изучить конкретную ситуацию и обстоятельства, при которых будут проводиться работы по установлению пограничных линий.
  3. Оповещение заинтересованных сторон о процедуре, сообщение места, времени. Правила требуют присутствия всех собственников прилегающих участков, согласовывая с ними линию между участками.
  4. Проведение кадастровым специалистом работ на выезде: съемка, измерения, учет расположения отдельных объектов, заборов.
  5. Линия границ определяется в присутствии заинтересованных сторон, а по завершении согласования подписывают акт об определении границ.
  6. Обработка полученных сведений и подготовка межевого плана участка.
  7. Урегулировав межевые вопросы, составленный документ направляют на проверку Кадастровой Палате, которая формирует новый кадастровый паспорт с указанием актуальных параметров и границ.

Уточнить пределы участка может собственник земли, имеющей статус «ранее учтенной». В дальнейшем, выданный документ дает полное право распоряжаться участком по собственному усмотрению, включая строительство и оформление в аренду, наследство и т.д.

К положительным моментам процедуры относят:

  • Более простая процедура купли-продажи, оформления иных юридически важных сделок, связанных с отчуждением и арендой.
  • Узаконивание фактических границ в соответствии с действующими требованиями.
  • Юридическая защита прав собственника, значительно снижающая риск судебных тяжб и отчуждения части земли из приграничной зоны.

На основании полученного документа землевладелец вправе получить новые документы, с учетом тех изменений, уменьшением, увеличением площади, согласованных при уточнении границ.

Кто инициирует уточнение границ земельного участка

Действия по определению пределов участка инициируют при обращении к кадастровым специалистам, в лицензированные геодезические организации.

Уточнение проводят на основании:

  • заявления от самого хозяина земли;
  • письменного обращения владельцев смежных территорий;
  • решение суда по земельным спорам;
  • при обращении местной администрации;
  • по инициативе уполномоченного госоргана, отвечающего за регистрацию имущественных прав по территории.

Документы для кадастрового специалиста

В связи с тем, что каждая ситуация с определением границ земли – индивидуальна, закон не устанавливает точного перечня для передачи сотруднику организации-исполнителя.

Некоторые из документов уже есть у землевладельца. Другие придется заказывать для подготовки к процедуре.

Основными бумагами для геодезической службы служат:

  • выписка из Кадастрового Реестра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю (свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • бумага с информацией о присвоенном наделу адреса.

Рекомендуется уточнить список при предварительном посещении организации, обсудив детали и особенности установления границ в конкретном случае.

Полный перечень зависит от вида разрешенного землепользования, основания для получения имущественного права. В отдельных случаях собственникам приходится обращаться к записям из архива.

Перечень выездных работ кадастрового инженера

После согласования деталей процедуры, кадастровый инженер в назначенный день выполняет следующие кадастровые работы по уточнению границ земельного участка:

  1. Провести топографическую съемку.
  2. Сфотографировать надел с прилегающей территорией.

  3. Измерить расстояние между точками и угол наклона по отношению к горизонту.
  4. Определить контрольные точки с точным местоположением их и сопоставлением фактических границ с контрольными точками.

В качестве контрольных точек определяют спецмаячки GPS, используемые ориентиром для фиксации поворотных пунктов и точек на границе участка.

Исправление кадастровой ошибки

 

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  • Выявлено наложение участков по краям.
  • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.

  • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.

  • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины. Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке.

Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку.

В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет.

Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.