Упк доставление

Упк рф: ст 91, 92, 93, 94, 95, 96 – задержание подозреваемого

Упк доставление

Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого1.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Статья 93 УПК РФ. Личный обыск подозреваемого

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Статья 95 УПК РФ. Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.Примечание: ст 91 УПК РФ, ст 92 УПК РФ, ст 93 УПК РФ, ст 94 УПК РФ, ст 95 УПК РФ, ст 96 УПК РФ – статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ о задержании приведены в действующей редакции.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.advokat-kk.ru/2020/10/upk-rf-st-91-92-93-94-95-96.html”,”domain”:”www.advokat-kk.ru”,”excerpt”:”УПК РФ: ст 91, 92, 93, 94, 95, 96 – Задержание подозреваемого”,”word_count”:892,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.advokat-kk.ru/2020/10/upk-rf-st-91-92-93-94-95-96.html

Доставление в отдел полиции основания

Упк доставление

В отдел полиции может быть доставлен любой человек, который совершил уголовное преступление или административное правонарушение. Причинами препровождения в полицейский участок могут стать и другие законные основания. Доставление производится в соответствии с действующими законодательными нормами. Препровождённое лицо имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены.

Что сказано в законе?

Причины и порядок доставления временно задержанных лиц в полицейский участок прописан в:

  • Федеральном законе №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  • Статье 27 пунктах 1, 2, 3 КоАП РФ.
  • Статьях 91 и 92 УПК РФ.

В рамках законодательных действий различают две основные процедуры препровождения:

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы.  Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

  • Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  • Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  • Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  • Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  • Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

  • сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
  • сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
  • представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
  • работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
  • инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
  • пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Права задержанного

Задержанный имеет право:

  • Знать о причинах своего задержания.
  • Понимать какие именно обвинения ему выдвигаются.
  • Уведомить своих близких о собственном местонахождении не позднее чем через 12 часов после задержания.
  • Совершить один телефонный разговор в течение первых трех часов с момента задержания, при условии, что в УПК нет иных указаний.
  • Получить помощь защитника. Первая встреча с ним должна быть проведена до первого допроса в конфиденциальной обстановке.
  • Дать объяснения или отказаться от них. Задержанный может общаться на том языке, который ему наиболее удобен. Допрос должен быть проведен в первые 24 часа.
  • На человеческое обращение, которое исключает пытки и жестокое обращение.
  • Не свидетельствовать против себя и близких родственников.
  • На получение медпомощи в случае необходимости.
  • Ознакомиться с протоколами, а при необходимости вносить в них замечания.
  • Получить копии протоколов об административных правонарушениях на руки.

При доставлении в полицейский участок должны строго соблюдаться сроки временного задержания.

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/dostavlenie-v-otdel-policii-osnovaniia-5da73f372f1e4466edaa0756

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

Упк доставление

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

См. все связанные документы >>>

1. С момента фактического задержания лица начинает исчисляться срок задержания (при этом учитывается тот час, которым начинается течение срока (см. коммент. к ст. 128), и в срок задержания включаются даже минуты ), к участию в деле допускается защитник (п. 3 ч. 3 ст. 49) и исчисляется 12-часовой срок для уведомления прокурора.

——————————–

См.: Кассационное определение СК по УД ВС РФ от 22 декабря 2005 г. по делу N 67-о05-90.

2. В силу внезапности возникновения оснований фактический захват заподозренного лица возможен и до возбуждения уголовного дела. При этом ряд норм УПК требует ограничительного толкования. Согласно п. 15 ст.

5 “момент фактического задержания – момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, ПРОИЗВОДИМОГО В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ (выделено мной. – К.К.)”.

В связи с этим фактическим задержанием следует считать тот момент, когда задержанный был передан органам уголовного преследования (следователю, органу дознания), что может совпасть с моментом доставления. Захват лица частными лицами (очевидцами, потерпевшим) не является моментом фактического задержания.

Частные лица не обязаны обеспечить допуск защитника к захваченному лицу, они могут медлить с доставлением захваченного в милицию (вплоть до незаконного лишения свободы). Лишь с момента передачи захваченного правоохранительным органам появляется возможность допуска защитника, и с него следовало бы, на наш взгляд, исчислять срок задержания.

Это объясняется тем, что уголовно-процессуальные отношения возникают лишь с момента передачи задержанного правоохранительным органам и появления повода для возбуждения уголовного дела. Решение о возбуждении дела принимается одновременно с решением о задержании, но может быть оформлено и позже.

3. Протокол задержания должен соответствовать требованиям ст. 166 УПК. Задержание не является следственным действием, и его протокол не назван в числе доказательств (ст. 83 УПК).

Однако процессуальный закон не исключает его доказательственного значения в части содержащихся в нем сведений о месте и времени задержания, объяснений задержанного и объяснений очевидцев. Согласно ст.

285 УПК протокол задержания может быть оглашен в судебном следствии.

4. В протоколе должны быть указаны мотивы задержания.

Под ними обычно признаются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелям, иным участникам процесса, уничтожить доказательства), что является основанием для применения мер пресечения (ст. 97). Эти опасения могут возникнуть не обязательно на основе доказательств, но и на основе непроцессуальной информации или даже ее отсутствии. По существу, действует презумпция наличия мотивов задержания, пока она не опровергнута. Это следствие неотложного характера задержания.

5. При решении вопроса о задержании следует учитывать тяжесть подозрения, данные о личности подозреваемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст.

99). Применение задержания, как и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, должно носить исключительный характер (когда другие средства не могут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого).

6. К другим обстоятельствам задержания, которые целесообразно отразить в протоколе, относятся состояние задержанного (опьянение, наличие травм, состояние одежды, присутствовавшие при задержании лица и т.д.).

7. Копия протокола задержания вручается подозреваемому (п. 1 ч. 4 ст. 46).

8. Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался (ч. 2 ст. 46 УПК).

Это соответствует Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятых Резолюцией N 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г.

: “Лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом” (принцип 11). Таким образом, допрос должен быть проведен немедленно после задержания – так скоро, как это представится возможным.

При отказе подозреваемого от дачи показаний должен быть составлен протокол допроса как фиксирующий факт предоставления ему возможности дать показания.

9. Подозреваемый до начала допроса имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Ограничение продолжительности свидания должно быть обосновано необходимостью производства процессуальных действий с участием подозреваемого в силу неотложной ситуации (о ней см. коммент. к ст. 157).

Это могут быть такие следственные действия, в которых физическое тело подозреваемого выступает “объектом” исследования (предъявление его для опознания, его освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования).

Не допускается ограничение продолжительности свидания для производства тех следственных действий, которые основаны на показаниях подозреваемого (его допрос, проверка его показаний на месте, предъявление для опознания потерпевшего, когда опознающим является сам подозреваемый).

Это объясняется правом подозреваемого отказаться от дачи показаний, в том числе для того, чтобы завершить свидание с защитником.

Решение следователя, дознавателя об ограничении продолжительности свидания целесообразно оформлять отдельным постановлением.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-IV/Glava-12/Statya-92/

Доставление в отдел полиции в 2020 году:

Упк доставление

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения.

Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола.

Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы. Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Примерный алгоритм действий сотрудников полиции при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

1. При выявлении лица, подозреваемого в совершении преступления и учитывая сложившуюся обстановку немедленно сообщить об этом дежурному по ОВД.

2. Определить состав группы задержания, способ задержания.

3. По возможности изучить место задержания, определить количество сотрудников полиции, их расстановку, порядок взаимодействия. Если задержание предполагается в помещении, должны быть изучены входы и выходы из него. Все действия по изучению места задержания должны производиться скрытно.

4. На основании данных о личности задерживаемого и мест его появления разрабатывается план задержания и наиболее эффективный прием задержания.

5. При производстве непосредственного задержания обнажить и привести в готовность огнестрельное оружие, приготовить к применению специальные средства.

6. Выбрать наиболее удобное время для задержания, для обеспечения внезапности незаметно приблизиться к задерживаемому как можно ближе.

7. Подать команду: «Руки вверх! Полиция!». При наличии у задерживаемого оружия, других предметов подается команда: «Полиция! Не двигаться!»

8. Объявить о задержании, а при наличии достаточных оснований о применении оружия, спецсредств.

9. При необходимости на законных основаниях применить физическую силу, спецсредства, в крайнем случае, огнестрельное оружие.

10. Надеть наручники, провести наружный досмотр.

11. Немедленно изъять обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега.

12. Постоянно быть готовым к отражению нападения, использовать возможные меры предосторожности (личная безопасность, подстраховка напарника).

13. Следить, чтобы задерживаемый не выбросил и не передал кому-либо вещественные доказательства.

14. Принять меры к доставлению задерживаемого, при наличии законных оснований применить наручники.

Доставление в ОВД лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, требует от сотрудников полиции профессионального мастерства, а в ряде случаев также и немалых физических усилий на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии доставление должно производиться на автомобилях, принадлежащих организациям или отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, а также автомобилей специального назначения и транспорта принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам, международным организациям.

При доставлении пешим порядком необходимо:

— доставление осуществлять, как правило, двумя или более работниками полиции, либо с помощью дружинников, дворников, сторожей, граждан;

— постоянно следить за действиями доставляемого;

— предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого, создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;

— не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, могущие служить вещественными доказательствами или принял от соучастников оружие и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения.

При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции, либо с помощью представителей общественности:

Источник: https://UgKK.ru/sledstvie-i-sud/zaderzhanie-eto.html

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Упк доставление

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.

3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.

1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.

15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.

25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

Упк доставление

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

1. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении.

Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу; он заключается под стражу, побег откуда пресекается силой, вплоть до применения оружия и спецсредств.

Гражданин обязан подчиниться официальному объявлению о том, что он задержан, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании.

Протокол же задержания, которое в наше остроконфликтное время все чаще приобретает характер вооруженного захвата лица, представляющего значительную опасность, составляется, естественно, не сразу, а после доставления задержанного в помещение правоохранительного органа.

2.

Согласно части второй комментируемой статьи в протоколе наряду с датой, местом, основаниями и мотивами задержания указываются и другие обстоятельства, под которыми, в частности, подразумеваются сведения о поведении подозреваемого в момент задержания (полное подчинение требованиям задерживающего или, наоборот, активное сопротивление), о наличии у задерживаемого оружия и его применении, о попытке к бегству и уничтожении улик, о применении при задержании физической силы, оружия или спецсредств, о наличии (причинении) у задержанного телесных повреждений и оказании медицинской помощи и т.д. и т.п. Следственный протокол задержания с подробными сведениями является не только процессуальным документом, фиксирующим факт применения меры процессуального принуждения, но и ценнейшим документальным доказательством (статья 83 УПК РФ), полученным по горячим следам и несущим обвинительные или оправдательные фактические данные, логически связанные с определенным элементом предмета доказывания, установленного статьей 73 УПК. В формировании обвинительного следственного материала эти данные в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела. Именно поэтому незаконное насилие, допущенное при задержании подозреваемого, порочит не только протокол задержания, но и результаты последующих следственных действий, в частности допроса подозреваемого, и, таким образом, ставит под угрозу состоятельность всей обвинительной версии (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Флегонтова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 11. С. 20).

3.

части четвертой комментируемой статьи выходит за рамки ее названия и открывает, по сути дела, другую тему — о допросе задержанного, который должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в преступлении (пункт 2 части второй статьи 46 УПК).

Тем самым задержанному предоставляется срочная возможность опровергнуть подозрение и оправдаться, причем предварительно посовещавшись со своим защитником в конфиденциальной обстановке.

Вместе с тем закон устанавливает своеобразную правовую гарантию против недобросовестного использования стороной защиты права на неограниченные свидания адвоката-защитника с подзащитным-задержанным, предоставляя лицу, производящему расследование, преимущественное право самому распределять время таких свиданий и время производства неотложных следственных действий с участием подозреваемого.

4. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (он упомянут в предисловии к данному изданию) говорится, в частности, что полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления (подпункт 1 пункта 2 статьи 14).

Однако определения понятия «полиция» в Законе не приводится, и какое содержание вкладывается в него в контексте вышеприведенной нормы, неясно. Словом, вопрос о том, кто из сотрудников полиции вправе, применив норму уголовно-процессуального закона, задержать лицо по подозрению в совершении преступления, остается без ответа.

А это значит, что, столкнувшись с преступлением и обнаружив подозреваемого в его совершении, полицейские сотрудники самых различных служб и должностей по-прежнему не имеют четкого представления о том, как надлежит действовать.

Эта ситуация выглядит особенно проблемной в свете того факта, что действующий УПК из всех полицейских служб и должностей право задержания по подозрению в совершении преступления предоставляет только дознавателю, причем только по уголовному делу, находящемуся в его производстве (а также прямым начальникам дознавателя).

Источник: http://stUPKRF.ru/92

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.