Виды удержаний из заработной платы в рб

Очередность удержаний по исполнительным листам

Виды удержаний из заработной платы в рб

На практике нередко встречаются ситуации, когда у одного и того же сотрудника, работающего в организации, может быть несколько исполнительных документов. Остановимся подробнее, что следует учесть бухгалтеру в данной ситуации.

В соответствии со ст. 122 Закона Республики Беларусь от 24.10.

2016 № 439-З
«Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в случаях, когда взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам денежные средства должны распределяться между взыскателями в определенной очередности:

1) удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения данных требований денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;

2) удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:

– сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь);

– сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда;

3) удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:

– по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;

– в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;

– в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» у банков Республики Беларусь;

4) требования по исполнительным документам по случаям, не перечисленным выше (см. пп. 1–3).

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.

Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств.

По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.

Справочно: Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 277-З в Закон об исполнительном производстве были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2020 г.

При определении суммы удержаний по исполнительным документам необходимо учесть ограничение в размере удержаний, установленное ст. 108 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, – 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

При возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере до 3 его среднемесячных заработков при каждой выплате заработной платы размер удержания (при взыскании сумм, в т.ч.

по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50 % заработка.

Необходимо обратить внимание, что установленные ограничения по размеру удержаний не распространяются на следующие случаи:

1) взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

2) возмещения осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

В данном случае за работником должно быть сохранено не менее 30 % заработка (приравненных доходов);

3) возмещения осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

В данном случае за работником должно быть сохранено не менее 10 % заработка.

База для расчета по исполнительным документам определяется как фактически начисленная сумма доходов, уменьшенная на сумму исчисленных из нее подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН (часть первая ст. 107 Закона «Об исполнительном производстве»).

Если исполнительный документ поступает от судебного исполнителя, то, как правило, с должника взыскивается еще принудительный сбор и перечисляется на счет органов принудительного исполнения. Размер сбора составляет 10 % от сумм, подлежащих взысканию, и подлежит удержанию от каждой суммы, перечисляемой взыскателю, одновременно с перечислением таких сумм.

Пример. Удержания по двум исполнительным листам

С работника на основании исполнительного листа удерживаются алименты на одного ребенка в размере 25 %. В организацию поступает второй исполнительный лист на удержание штраф за нарушение правил дорожного движения.

Алгоритм действий:

1. Определяем очередность удержаний.

В рассмотренном примере алименты – это первая очередность, исполнительный лист – четвертая очередность.

2. Определяем сумму удержаний по алиментам (по первой очереди) и возможность удержания следующей очереди.

Размер удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН. Таким образом, из дохода работника, с которого удерживаются алименты, вычитаются суммы подоходного налога (13 %) и пенсионного взноса (1 %).

Рассчитываем сумму удержаний согласно исполнительному листу – 25 %. Так как удержание алиментов производится с соблюдением минимального размера от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), производим сравнение полученной суммы удержаний согласно установленному проценту с расчетной суммой удержаний, полученных от БПМ.

Если рассчитанная сумма алиментов к удержанию у работника выше минимального размера, то удерживается рассчитанная сумма.

Если сумма, рассчитанная от БПМ, больше суммы удержаний по алиментам, рассчитанной от заработной платы, то удерживаем сумму, полученную в расчете от БПМ. В данном случае производим сравнение с 70%-м порогом, предусмотренным законодательством.

Возможны 2 варианта:

1. Сумма удержаний по алиментам произведена в полном объеме. В этом случае можно приступать к расчету удержаний по исполнительному листу второй очереди.

2. Сумма удержаний по исполнительному листу по алиментам не произведена в полном объеме. В данном случае недоудержанная сумма по алиментам переносится как задолженность по алиментам на следующий месяц. Так как удержание первой очереди не произведено в полном объеме, переходить к удержанию второй очереди в текущем месяце нельзя.

Расходы за перечисление алиментов взыскателю производятся за счет работника, поэтому они удерживаются одновременно с алиментами в пределах максимального размера удержаний.

3. Определяем сумму каждого вида удержания в пределах максимального размера.

Так как при удержании из заработной платы согласно ст. 108 ТК по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50 % заработка, определяем сумму удержаний по второму исполнительному листу. В расчет включается сумма (процент) удержанных алиментов.

Ирина Красильщикова, консультант ООО «БелАудитАльянс»

Источник: https://www.gb.by/aktual/ocherednost-uderzhaniy-po-ispolnitelnym-

Веремейко Ю. Удержания из заработной платы: основания для их осуществления (Комментарий к ст. 107 Трудового кодекса РБ)

Виды удержаний из заработной платы в рб

Вопросы, касающиеся удержаний из заработной платы, являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для нанимателей.

Они напрямую затрагивают оплату труда, а эта тема важна и для работника, так как заработная плата, как правило, является основным доходом физического лица, и для нанимателя, затраты на оплату труда у которого составляют довольно весомую долю общих затрат на ведение бизнеса.

Законодательство Республики Беларусь о труде не содержит определения понятия “удержания из заработной платы”.

Его можно определить как отказ от выплаты работнику определенной части начисленной ему заработной платы в связи с наличием у работника обязательств перед нанимателем или иными лицами, на исполнение которых и направляется заработная плата работника.

В случае удержания наниматель как бы производит зачет взаимных однородных требований, погашая долг работника за счет своего долга перед ним в виде причитающейся ему заработной платы, либо направляет средства из заработной платы работника на погашение его долга перед третьими лицами.

Условно все виды удержаний можно разделить на 3 основных группы:

1) удержания, производимые на основании законодательства, или обязательные удержания;

2) удержания, производимые по инициативе самого работника;

3) удержания, производимые по инициативе нанимателя.

УДЕРЖАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОМ

К первой группе относятся удержания, которые производит наниматель в связи с тем, что такая обязанность возложена на него законодательством. Типичный пример – удержание из заработной платы работника подоходного налога. Оно обусловлено нормой ст. 175 Налогового кодекса РБ (далее – НК).

Она устанавливает, что белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 175 НК (далее – налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Налоговые агенты имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.

Кроме того, работодатели и работающие граждане являются плательщиками страховых взносов в Фонд социальной защиты населения на основании ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь”.

При этом обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели (п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40), т.е.

они исполняют обязанности, аналогичные обязанностям налоговых агентов.

Отдельно в первой группе можно выделить удержания, осуществляемые по решению суда.

УДЕРЖАНИЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА МОГУТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

Ко второй группе относятся удержания, осуществляемые по инициативе работника. Так, наниматель в случаях, предусмотренных законодательством, обязан производить удержания из заработной платы работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов (ст. 107 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Удержания из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов осуществляются по их письменному заявлению в целях решения бытовых, социальных вопросов, в т.ч.

связанных с выплатой сумм по кредитному договору, коммунальных платежей, профсоюзных взносов (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 18.09.

2002 № 1282 “Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов” (далее – постановление)).

Довольно часто у нанимателей возникает вопрос, обязаны ли они производить удержания по заявлению работника. Дело в том, что для исполнения просьбы работника нанимателю необходимо нести дополнительные затраты. Если от работников будет постоянно поступать множество заявлений, нанимателю потребуется отвлекать трудовые ресурсы для исполнения таких заявлений работников.

С учетом положений ст. 107 ТК наниматель именно обязан производить удержания в рассматриваемых ситуациях.

Как видим, ТК не предусматривает альтернативы и именно обязывает нанимателя производить удержания.

В то же время, по мнению автора, в таком случае наниматель вправе уведомить работника о том, что удовлетворение его просьбы будет носить возмездный характер, т.е. услуга нанимателя будет платной.

Подтверждение такого вывода содержится в постановлении. Им определено, что перечисление денежных сумм в безналичном порядке, предусмотренном п. 1 постановления, осуществляется:

– одновременно с выплатой заработной платы работникам;

– на счета соответствующих организаций нанимателем на безвозмездной основе или на условиях, определенных коллективными договорами, соглашениями.

Иными словами, коллективным договором или соглашением может быть предусмотрено, что перечисление средств по заявлению работника осуществляется на возмездной основе.

По мнению автора, при отсутствии коллективного договора (соглашения) соответствующие условия могут быть закреплены иными локальными актами.

В таком случае наниматель не вправе извлекать прибыль, а может взимать плату только для компенсации собственных расходов на исполнение требования работника.

ИНИЦИАТОР УДЕРЖАНИЯ – НАНИМАТЕЛЬ

Наиболее интересными представляются случаи удержаний, осуществляемые по инициативе самого нанимателя. Так, удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя:

1) для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. В этих случаях наниматель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности, или со дня неправильно исчисленной выплаты;

2) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в пп. 1, 2, 4 и 5 ст. 35, пп. 1, 2 и 6 ст. 42, пп. 1, 2 и 6 ст.

 44 ТК, по собственному желанию в связи с направлением на обучение или выходом на пенсию, а также если при увольнении работнику не начисляются какие-либо выплаты либо если наниматель, имея на то право, не произвел удержания при выплате расчета или удержал только часть задолженности работника;

3) при возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере, не превышающем его среднемесячного заработка (часть первая ст. 408 ТК).

Такие нормы установлены в ст. 107 ТК.

Счетная ошибка

При осуществлении удержаний на основании п. 1 ст. 107 ТК наниматели вправе удержать излишне выплаченную работнику заработную плату только в случае, когда причиной излишней выплаты стала счетная ошибка.

Кроме того, заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки (часть третья ст.

 107 ТК).

Источник: https://www.gbzp.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter-zarplata/veremeiko-yu-uderzhaniya-iz-zarabotnoi-p

Некоторые вопросы правового регулирования удержаний из заработной платы (окончание)

Виды удержаний из заработной платы в рб

Удержания, производимые в соответствии со ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь, ограничиваются не только указанными в законодательстве случаями их осуществления, но и предельными размерами.

Иными словами, на законодательном уровне определяются максимальные размеры удержаний с тем, чтобы часть заработной платы за пределами этих удержаний работник мог израсходовать на свои нужды, удовлетворение личных, семейных потребностей и т.д.

Размеры удержаний из заработной платы работников

Вопросам ограничения размера удержаний из заработной платы работников посвящена ст. 108 ТК, в соответствии с ч.

1 и 2 которой при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, – 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50 % заработка.

Для правильности осуществления удержаний из заработной платы работника имеет значение выявление и установление сумм, на основании которых производится оценка того, не превышены ли нанимателем установленные законом предельные размеры удержаний.

Если исходить из нормы, приведенной в ч. 1 ст. 108 ТК, общий предельный размер удержаний (соответственно, 20 или 50 %) должен соотноситься с размером заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

Следовательно, ограничительные размеры установлены законодателем к заработной плате после удержания из нее налогов и взносов на государственное социальное страхование, т.е. к заработной плате, подлежащей выплате работнику, а не начисленной по результатам труда. Такой вывод подтверждается и ч. 1 ст.

523 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), в соответствии с которой до полного погашения взыскиваемых сумм по исполнительным документам могут быть произведены удержания не выше установленного размера из суммы заработной платы должника, оставшейся после удержания налогов.

Безусловно, можно согласиться с В.И. Кривым, по мнению которого принципиальным решением данного вопроса должно быть внесение соответствующих изменений в ТК[1].

К сожалению, в ходе проведенного в последнее время совершенствования трудового законодательства, выразившегося во внесении в ТК ряда изменений и дополнений Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г., вопросы корректировки соответствующих норм ст. 108 ТК остались «за бортом».

Итак, по общему правилу, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы работнику не должен превышать 20 либо 50 %. Повышенный предельный размер удержаний может иметь место только в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу предписаний п. 1 ч. 1 ст. 523 ГПК из суммы заработной платы должника, оставшейся после удержания налогов, и приравненных к ней доходов может быть удержано по исполнительным документам не свыше 50 %:

при взыскании алиментов;

при возмещении за ущерб, причиненный преступлением;

при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

при взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

По всем остальным видам взысканий, если иное не установлено законом, может быть удержано не свыше 20 % заработной платы работника (п. 2 ч. 1 ст. 523 ГПК).

Если на заработную плату должника обращается взыскание по нескольким исполнительным документам, то за работником (должником) в любом случае должно быть сохранено не менее 50 % заработка (ч. 2 ст. 523 ГПК).

Приведенные выше ограничения размера удержаний из заработной платы в силу положений ч. 3 ст. 523 ГПК не распространяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Но и в этих случаях за должником должно быть сохранено не менее 30 % заработка.

Тем самым в ч. 3 ст. 523 ГПК дублируется правило, предусмотренное ч. 3 ст. 108 ТК о нераспространении ограничений, установленных ч. 1 и 2 этой статьи (соответственно, 20 и 50 %), на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, при гарантированности работнику права на сохранение не менее 30 % заработка.

Под исключение из общего правила о предельных размерах удержаний подпадают случаи удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ.

Взыскание сумм из заработка должника, отбывающего исправительные работы без лишения свободы по приговору суда, производится без учета удержаний, производимых по приговору (ч. 4 ст. 523 ГПК). Согласно ст.

52 Уголовного кодекса Республики Беларусь осужденному к исправительным работам может быть назначено удержание в максимальном размере 25 %, а по другим установленным в законе основаниям с него может удерживаться до 50 %.

Поэтому исходя из приведенных нормативных положений гражданского процессуального законодательства, можно сделать вывод, что общая сумма удержаний с лиц, отбывающих исправительные работы по приговору суда, может превышать установленные пределы в 20 %, 50  или 70 % заработка. В итоге общая сумма удержаний может превышать установленный предельный размер в 70 % суммы заработной платы.

В таком случае возникает вполне резонный вопрос, почему указанное исключение не нашло отражения в ТК.

Точнее говоря, правило о нераспространении ограничения удержаний на удержания из заработной платы работника, отбывающего наказание в виде исправительных работ, ранее присутствовало в ч. 3 ст. 108 ТК, но после изложения Законом от 16 мая 2006 г. ч. 3 ст.

108 ТК в новой редакции данное исключение исчезло. Таким образом, ч. 3 ст. 108 ТК законодатель привел в соответствие с ч. 3 ст. 523 ГПК, но упустил из виду положения ч. 4 ст. 523 ГПК. Сложившуюся ситуацию можно понимать двояко: если исходить из того, что в ТК (ст.

108) установлен исчерпывающий перечень случаев ограничений удержаний из заработной платы, то в таком случае налицо коллизия норм двух кодексов – ТК и ГПК. Если принимать во внимание нормы ст. 523 ГПК, то очевидна недоработка законодателя.

Удержания производятся до полного погашения взыскиваемых сумм.

Очередность удовлетворения
требований о взыскании

Правила определения очередности удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам установлены ст. 534 ГПК, в соответствии с которой:

в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов; требования по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, коллективных и арендных предприятий, связанные с оплатой их труда; требования о выплате авторского вознаграждения;

в третью очередь удовлетворяются требования по налогам и сборам; требования страховых организаций по обязательному страхованию; требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением юридическим лицам;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по социальному страхованию и требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением, а также обеспеченные залогом требования о взыскании из стоимости заложенного имущества;

в пятую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Очередность удовлетворения требований при ликвидации юридического лица, в том числе в связи с признанием его банкротом, определяется законодательными актами Республики Беларусь, в частности, Законом от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с изменениями.

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2008/9/salarypenalties/

Удержания из заработной платы по исполнительным документам, разъяснения о размерах удержаний в РБ

Виды удержаний из заработной платы в рб

В статье говорится о размерах удержаний из заработной платы работника по исполнительным документам, o тoм, нa кaкиe дoхoды нeльзя наложить взыскание, a тaк жe, кaкaя oтвeтствeннoсть прeдусмaтривaeтся зa нeвыпoлнeниe трeбoвaний судeбнoгo испoлнитeля. Крoмe тoгo, дeтaльнo зaтрaгивaeтся вoпрoс удержания денежных средств из пенсии.

Удержания из заработной платы, какой размер удержаний должника и прирaвнeнных к зoтнoй плe д

Из суммы зaрaбoтнoй плaты дoлжникa и прирaвнeнных к нeй дoхoдoв, oстaвшeйся пoслe удeржaния нaлoгoв, мoжeт быть удeржaнo (пo испoлнитeльным дoкумeнтaм) дo пoлнoгo пoгaшeния взыскивaeмых сумм не свыше 50 %.

Нo, сущeствуют иныe случaи, при кoтoрых мoжeт быть удержано более 50 %.

К примeру, дaннoe oгрaничeниe нe рaспрoстрaняeтся при взыскании алиментов нa нeсoвeршeннoлeтних дeтeй, и взыскaнии рaсхoдoв, зaтрaчeнных гoсудaрствoм нa сoдeржaниe дeтeй, нaхoдящихся нa гoсудaрствeннoм oбeспeчeнии.

В этoм случae зa дoлжникoм дoлжнo быть сoхрaнeнo нe мeнee 30 % дoхoдoв, тaким oбрaзoм удeржaть мoгут дo 70% зaрплaты и дoхoдoв прирaвнeнных к нeй.

Тaк жe oгрaничeниe в размeрe 50 % нe рaспрoстрaняeтся нa oсуждeнных при вoзмeщeнии ущeрбa, причинeннoгo прeступлeниeм, мoрaльнoгo врeдa и врeдa, причинeннoгo жизни и здoрoвью грaждaнинa, связaнных с сoвeршeнным прeступлeниeм.  В дaннoм случae зa дoлжникoм (oсуждeнным) сoхрaнится мoжeт лишь нe мeнee 10 % дoхoдa, тo eсть удeржaть мoгут 90 %. Этo кaсaeтся и oсуждeнных oтбывaющих другиe виды нaкaзaния.

Чтo кaсaeтся взыскaний сумм из зaрaбoткa дoлжникa, oтбывaющeгo нaкaзaниe в видe испрaвитeльных рaбoт, здeсь взыскaниe прoизвoдится бeз учeтa удeржaний, прoизвoдимых пo пригoвoру, oпрeдeлeнию или пoстaнoвлeнию судa.

Дoхoды, нa кoтoрыe нe мoжeт быть oбрaщeнo взыскaниe

Нeльзя наложить взыскание на доходы, причитaющиеся дoлжнику в кaчeствe:

  • 1) выхoднoгo пoсoбия и кoмпeнсaции зa нeиспoльзoвaнный oтпуск, выплaчивaeмых при увoльнeнии рaбoтникa. Пo дeлaм o взыскaнии aлимeнтoв, o взыскaнии рaсхoдoв, зaтрaчeнных гoсудaрствoм нa сoдeржaниe дeтeй, нaхoдящихся нa гoсудaрствeннoм oбeспeчeнии, дoпускaeтся oбрaщeниe взыскaния нa кoмпeнсaцию зa нeиспoльзoвaнный oтпуск, eсли лицo, уплaчивaющee aлимeнты, вoзмeщaющee рaсхoды, зaтрaчeнныe гoсудaрствoм нa сoдeржaниe дeтeй, нaхoдящихся нa гoсудaрствeннoм oбeспeчeнии, при увoльнeнии пoлучaeт кoмпeнсaцию зa нeскoлькo нeиспoльзoвaнных oтпускoв в случae сoeдинeния oтпускoв зa нeскoлькo лeт, a тaкжe нa выхoднoe пoсoбиe, eсли рaзмeр пoсoбия прeвышaeт eгo срeднeмeсячный зaрaбoтoк;
  • 2) кoмпeнсaциoнных выплaт в связи сo служeбнoй кoмaндирoвкoй, пeрeвoдoм, приeмoм или нaпрaвлeниeм нa рaбoту в другую мeстнoсть, с aмoртизaциeй инструмeнтa, принaдлeжaщeгo рaбoтнику, и других кoмпeнсaций, прeдусмoтрeнных зaкoнoдaтeльствoм o трудe;
  • 3) eдинoврeмeнных прeмий, выдaвaeмых нe из фoндa зaрaбoтнoй плaты;
  • 4) гoсудaрствeнных пoсoбий сeмьям, вoспитывaющим дeтeй, зa исключeниeм случaeв, прeдусмoтрeнных зaкoнoдaтeльствoм;
  • 5) пoсoбий нa пoгрeбeниe;
  • 6) пoсoбий и выплaт грaждaнaм, пoстрaдaвшим oт кaтaстрoфы нa Чeрнoбыльскoй AЭС;
  • 7) нaдбaвки пo ухoду к пeнсиям, устaнaвливaeмoй зaкoнoдaтeльствoм.

Назначение пенсии и размер удержания из пенсии в Республике Беларусь

Сoглaснo 524 стaтьe Грaждaнскoгo кoдeксa РБ, рaзмeр удeржaний исчисляeтся из суммы, кoтoрую причитaeтся выплaтить пeнсиoнeру. Нeoбхoдимo oтмeтить, чтo из пeнсии мoжeт быть удeржaнo нe свышe 50 % на:

  • сoдeржaниe члeнoв сeмьи (алименты);
  • нa вoзмeщeниe рaсхoдoв, зaтрaчeнных гoсудaрствoм нa сoдeржaниe дeтeй, нaхoдящихся нa гoсудaрствeннoм oбeспeчeнии;
  • нa вoзмeщeниe ущeрбa, причинeннoгo прeступлeниeм;
  • нa вoзмeщeниe врeдa, причинeннoгo жизни или здoрoвью грaждaнинa, при взыскaнии зaдoлжeннoсти пo oплaтe зa пoльзoвaниe жилым пoмeщeниeм, тeхничeскoe oбслуживaниe и кoммунaльныe услуги.

Пo всeм oстaльным жe видaм взыскaний мoжeт быть удeржaнo нe свышe 20 % пeнсии.

Тaк жe удeржaния нa oснoвaнии рeшeний кoмиссий пo нaзнaчeнию пeнсий прoизвoдятся в рaзмeрe двaдцaти прoцeнтoв пeнсии свeрх удeржaний пo другим oснoвaниям.

Нo, при обращении взысканий на пенсию по нескольким исполнительным документам, зa пeнсиoнeрoм в любoм случae, дoлжнo быть сoхрaнeнo нe мeнee 50 % причитaющeйся к выплaтe пенсии.

Кoнтрoль зa, прaвильнoстью удержаний из заработной платы и прирaвнeнных к нeй дoхoдoв oсущeствляeт судeбный испoлнитeль. В тoчнoсти oн oсущeствляeт систeмaтичeский кoнтрoль зa, прaвильнoстью и свoeврeмeннoстью прoизвoдствa удeржaний из зaрaбoтнoй плaты, a тaк жe прирaвнeнных к нeй дoхoдoв дoлжникa и пeрeсылки удeржaнных сумм взыскaтeлю.

Отвeтствeннoсть зa нeвыпoлнeниe трeбoвaний судeбнoгo испoлнитeля

Зa уклoнeниe бeз увaжитeльных причин oт явки в oргaн, вeдущий aдминистрaтивный или угoлoвный прoцeсс, либo в oргaн дoзнaния или прeдвaритeльнoгo слeдствия, либo к судeбнoму испoлнитeлю – мoжeт выдвигaться прeдупрeждeниe, или нaлaгaться штрaф в рaзмeрe дo тридцaти бaзoвых вeличин, или aдминистрaтивный aрeст.

К дoлжнику, уклoняющeмуся oт явки к судeбнoму испoлнитeлю, мoжeт быть примeнeн привoд – принудитeльнoe прeпрoвoждeниe oргaнaми милиции в суд.

Источник: https://service-lux.by/story/uderzhaniya-iz-zarabotnoy-platy-po-ispolnitelnym-dokumentam-razyasneniya-o-razmerah-uderzhaniy

Удержания из заработной платы: основания и порядок

Виды удержаний из заработной платы в рб

В целях соблюдения законодательства Республики Беларусь из заработной платы работника производятся удержания различного характера.

Размер удержаний из заработной платы работникам регулируется актами законодательства, которыми установлены перечень оснований для удержаний, порядок их осуществления и размеры. Согласно ч. 1 ст.

107 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

Основания

Все удержания из заработной платы можно разделить на следующие виды:

1. Стандартные удержания:

  • подоходный налог из заработной платы (то есть из дохода работника);
  • взносы в ФСЗН в размере 1% из дохода работника;
  • профсоюзные взносы в размере 1%, если работника является членом профсоюзной организации, и другие обязательные взносы, если работник является членом этих организаций.

2. Удержания по исполнительным и иным документам.

3. Удержания, производимые по инициативе нанимателя:

  • для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок;
  • для погашения неизрасходованного и свое­временно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или на хозяйственные нужды;
  • при возмещении ущерба, причиненного нанимателю по вине работника.

4. Удержания по инициативе работника по его письменному заявлению, как, например, удержания для проведения безналичных расчетов за услуги связи и другие оказанные услуги по месту работы.

5. Другие удержания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь либо определенные по судебному производству и т.д.

Подчеркнем, что в соответствии с ч. 4 ст. 107 ТК наниматель обязан производить удержания из заработной платы работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов. Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.

2002 № 1282 «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов» (далее — Постановление № 1282) установлено, что удержания из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов осуществляется по их письменному заявлению в целях решения бытовых, социальных вопросов, в том числе связанных с выплатой сумм по кредитному договору, коммунальных платежей, профсоюзных взносов.

Перечисление удержанных денежных сумм в безналичном порядке осуществляется одновременно с выплатой заработной платы работникам на счет соответствующих организаций нанимателем на безвозмездной основе или на условиях, определенных коллективными договорами, соглашениями. Наниматель не вправе использовать удержанные денежные средства из заработной платы работника на другие цели, а также не вправе задерживать их перечисление.

Уплата членских взносов (в профсоюзную и иные организации) производится лично работником либо по его письменному заявлению путем удержания указанных взносов нанимателем из заработной платы работника для перечисления в безналичном порядке.

Случаи, когда наниматель, издав приказ либо распоряжение, вправе производить удержания из заработной платы в соответствии с действующим законодательством, установлены ч. 2 ст. 107 ТК.

Ограничения

Статьей 108 ТК установлены ограничения размера удержаний из заработной платы:

  • при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику;
  • при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка.

Указанные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Также следует помнить, что за работником должно быть сохранено не менее 30% заработка.

Удержания могут производиться из всех сумм, причитающихся к выплате работнику, за исключением тех, в отношении которых установлен запрет на удержания (ст. 109 ТК).

Так, к доходам должника, приравненным к заработной плате для целей обращения взыскания по исполнительным документам, согласно ч. 3 ст. 103 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 439-З) относятся следующие доходы:

  • доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
  • авторское вознаграждение;
  • стипендии обучающихся;
  • пенсии;
  • суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юрлица;
  • доходы от ремесленной деятельности;
  • доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • оплата труда, вознаграждение адвокатов;
  • доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
  • пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
  • иные доходы, установленные актами законодательства.

В то же время согласно ст. 104 Закона № 439-З обращение взыскания на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемые должнику-гражданину, в том числе ИП, производится только по судебному постановлению:

  • о взыскании алиментов;
  • о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

В соответствии со ст. 109 Закона № 439-З взыскание не может быть обращено на денежные средства, причитающиеся должнику-гражданину, в том числе ИП, в качестве:

  • выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника. Однако при взыскании алиментов, взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении, допускается обращение взыскания на компенсацию за неиспользованный отпуск, если лицо, уплачивающее алименты, возмещающее расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении, при увольнении получает компенсацию за несколько неиспользованных отпусков в случае соединения отпусков за несколько лет, а также на выходное пособие, если размер пособия превышает его среднемесячный заработок;
  • компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, амортизацией инструмента, принадлежащего работнику, и других компенсаций, преду­смотренных законодательством о труде;
  • единовременных премий, выдаваемых не из фонда заработной платы;
  • государственных пособий семьям, воспитывающим детей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 104 Закона № 439-З и иными законодательными актами;
  • пособий на погребение;
  • пособий и выплат гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;
  • надбавки на уход к пенсиям, установленной законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона № 439-З, ч. 1 п. 85 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.

2017 № 67 (далее — Инструкция № 67), из подлежащих к выплате сумм заработной платы должника-гражданина, в том числе ИП, и приравненных к ней доходов, оставшихся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, может быть удержано по исполнительным документам до полного погашения взыскиваемых сумм не более 50%. Согласно 2 ст. 107 Закона № 439-З указанное ограничение размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов не распространяется:

  • при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
  • взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении;
  • возмещении осужденными ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

При этом согласно ч. 2 ст. 107 Закона № 439-З за должником от подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено:

  • не менее 30% заработной платы и приравненных к ней доходов — при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении;
  • не менее 10% заработной платы и приравненных к ней доходов — при возмещении осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением;
  • не менее 30% заработной платы и приравненных к ней доходов — при возмещении осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

Приведем таблицу, содержащую виды удержаний, их размеры и документы, которые направляются в организацию по месту работы должника.

Виды удержаний

из зарплаты

Размер удержаний

(в % от зарплаты)

Основание
Административная ответственность

20

(ч. 2 ст. 6.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)

Копия постановления,

определения

(абз. 2 п. 87 Инструкции № 67)

Уголовная ответственность

10–25

(ч. 2 ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Копия приговора (абз. 2 п. 87 Инструкции № 67)
ШтрафОпределяется судомКопия постановления о наложении административного взыскания, предписание об обращении взыскания, постановление об обращении взыскания (ч. 4 ст. 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п. 251 Инструкции № 67, ст. 106 Закона № 439-З)
Алименты:
на одного ребенка

25

(ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС), ч. 1 п. 205, п. 211 Инструкции № 67)

Заявление, исполнительный документ (исполнительный лист, постановление об обращении взыскания), предписание об обращении взыскания (ч. 1 ст. 105 КоБС, ст. 106 Закона № 439-З, п. 82 и 214 Инструкции № 67)
на двоих детей

33

(ч. 1 ст. 92 КоБС, 
ч. 1 п. 205, п. 211

Инструкции № 67)

Заявление, исполнительный документ (исполнительный лист, постановление об обращении взыскания), предписание об обращении взыскания (ч. 1 ст. 105 КоБС, ст. 106 Закона № 439-З, п. 82 и 214 Инструкции № 67)
на троих детей

50

(ч. 1 ст. 92 КоБС, 
ч. 1 п. 205, п. 211 Инструкции № 67)

Заявление, исполнительный документ (исполнительный лист, постановления об обращении взыскания), предписание об обращении взыскания  (ч. 1 ст. 105 КоБС, ст. 106 Закона 

№ 439-З, п. 82 и 214 Инструкции № 67)

Возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспеченииВ твердой сумме (прил. 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.09 № 94 «О расходах государства на содержание детей, находящихся на гособеспечениии, подлежащих возмещению в доход бюджета»)

Источник: https://statut.by/lichnyj-jurist/17-work-and-judging/1930-12-06-2019

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.