Закон о рубке деревьев

Содержание

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”

Закон о рубке деревьев

Обзор документа

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 21 сентября 2020 г. N 1509

Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 – 101, 13 – 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Обзор документа

Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.

Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.

Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.

О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74571970/

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений (действующая редакция)

Закон о рубке деревьев

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 260 УК РФ

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, –

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером – пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером – сто пятьдесят тысяч рублей.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 51-АПУ16-4, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ануфриева Д.А отменена, он освобожден из-под стражи в зале суда. Ануфриев Д.А. оправдан по обвинению в совершении преступлений предусмотренных частью 2 статьи 209 УК РФ, частью 3 статьи 260 УК РФ на основании п. 1 части 2 статьи 302 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления…
  • Решение Верховного суда: Определение N 44-АПУ16-2, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Данные обстоятельства позволяют считать наказание, назначенное каждому из осужденных справедливым и не подлежащим смягчению. Показания Новикова относительно обстоятельств совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, были даны в условиях когда он был изобличен совокупностью доказательств, поэтому отсутствуют основания для признания его показаний смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела признание исковых требований не является смягчающим наказание обстоятельством…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ14-35СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Суд неправильно указал, что в июле 2008 года созданная Ермаченко В .П группа имела своей целью совершение тяжких преступлений, поскольку в этот период времени преступление, предусмотренное ст. 260 ч. 3 УК РФ, относилось к категории небольшой тяжести. Нарушены требования ст. 338, 339 УПК РФ при формулировании вопросного листа. Вопросный лист и приговор, в том числе в части описания действий иных, кроме осужденных, лиц, не соответствуют обвинительному заключению…

Источник: https://www.zakonrf.info/uk/260/

Президент объявил о реформе лесной отрасли и потребовал внедрить кардинально новые подходы в борьбе с незаконной вырубкой. Новости. Первый канал

Закон о рубке деревьев

Варварское отношение к лесу — одному из наших главных сокровищ — должно уйти в прошлое. Владимир Путин накануне поздно вечером провел совещание, на котором потребовал решить проблемы лесного сектора, а их немало.

 Проведенные ранее реформы вырвали отрасль из 90-х, но в современность ее так и не привели. Леса вырубаются без восстановления. По-прежнему это бизнес, где сплошные серые схемы, и честным предприятиям там нелегко.

Менять это президент потребовал жестко и последовательно. 

Часть сибирской тайги из космоса сегодня выглядит так: кажущиеся маленькими квадратики — сплошная вырубка леса. Каждый такой квадратик — минимум пять гектаров.

Несмотря на то, что еще 2006-м в России, где растет пятая часть всех лесов планеты, вступил в действие новый Лесной кодекс, по которому права на использование лесных ресурсов были закреплены за регионами, появились аукционы по продаже участков, вырубкой зачастую продолжают заниматься полукриминальные структуры.

— В. Путин: То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. Нужно повышать качество государственного лесного надзора, в целом необходимо создать условия и прочную основу для уверенного роста и развития отрасли.

И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет.

Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки.

То есть российский лес стал пропадать в буквальном смысле на глазах. Львиная доля уходит на экспорт. Чаще всего в Китай. Таможня сталкивается с контрабандой ежедневно, и это не преувеличение.

Только с начала года в стране возбуждено больше двухсот уголовных дел. При этом, по словам президента, дальневосточные субъекты Федерации не спешат наращивать собственные мощности по глубокой переработке древесины.

Отрасль не декриминализуется, а глубже уходит в серые схемы.

— В. Путин: Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую все это идет через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря – как это называется? – гонят контрабанду.

Только за этот год ущерб от такой контрабанды — свыше 4,5 миллиардов рублей. Под каким только видом не вывозят сегодня за границу ценный «кругляк» — необработанную древесину.

«Объем не соответствует весу, большое количество наименований древесины, большое количество заявленных диаметров, не тот производитель, не тот участок, с которого она произошла. Таких нарушений достаточно много выявляется», — отмечает начальник Сибирской электронной таможни Егор Вегнер.

Именно поэтому в кратчайшие сроки необходимо полностью изменить схему отслеживания цепочки от вырубки до переработки и поставки леса на экспорт. Запустить федеральную информационную систему, включающую государственный лесной реестр в электронной форме.

То есть оборудовать приемниками ГЛОНАСС каждую машину на лесных делянках. Прозвучало даже предложение – конфисковывать технику без таких приемников. фиксация всех этапов переработки и хранения древесины — это, например, было предложение ФСБ, настолько остра проблема.

А также наблюдение за всем процессом вырубки леса с дронов — так сейчас уже следят за лесными пожарами.

— В. Путин: Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Также предлагаю ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Федерации.

Также необходимо запустить программу помощи малым предприятиям на переоборудование производств.

Поддержать молодых специалистов, которые захотят прийти в отрасль, по схеме, схожей с поддержкой молодых специалистов на селе. То есть с выделением жилья и достойной зарплатой.

К тому же, чтобы лес не только вырубался, но и восстанавливался, нужно вернуть практически исчезнувшие в регионах лесные питомники.

— В. Абрамченко, заместитель председателя правительства: За несколько десятилетий в современной России весь экономически выгодный, скажем так, лес уже вырублен. А поскольку темпы по лесовосстановлению недостаточны, мы не восстановили за эти годы лес, который срубили. 

— Д. Кобылкин, министр природных ресурсов: Каждый субъект Российской Федерации — в идеале это моя мечта, я думаю, что мы обязательно ее реализуем — должен иметь, конечно, питомник. Тогда мы будем понимать, что, сколько бы леса мы ни вырубали, как бы мы промышленно ни развивали нашу страну, мы все равно будем его восстанавливать.

Кроме этого, необходимо строительство в Сибири и на Дальнем Востоке крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих производств, чтобы за границу мы продавали не сырье, а готовую продукцию. Только так можно защитить лес от хищнической вырубки.

— В. Путин: Давайте займемся этим, подойдем к этому снаряду еще раз и серьезно, с тем чтобы ни у кого в нашей стране не было озабоченности по поводу судьбы русского леса – действительно нашего российского общегосударственного достояния.

По плану только в этом году необходимо восстановить 1 миллион 100 тысяч гектаров леса. А уже к 2024-му планируется выйти, как говорят чиновники, на стопроцентный баланс. То есть вместо каждого вырубленного или сгоревшего во время лесного пожара дерева должно быть посажено новое. 

Также в Совете Федерации предложили увеличить число лесников в стране вдвое. А при обсуждении бюджета на следующий год — учесть повышение их зарплаты. «Единая Россия», в свою очередь, по словам секретаря генсовета партии Андрея Турчака, в кратчайшее время пообещала подготовить поправки в Лесной кодекс на основе предложений президента. 

Источник: https://www.1tv.ru/news/2020-09-30/394200-prezident_ob_yavil_o_reforme_lesnoy_otrasli_i_potreboval_vnedrit_kardinalno_novye_podhody_v_borbe_s_nezakonnoy_vyrubkoy

Можно ли вырубать деревья на земельном участке и как оформить вырубку

Закон о рубке деревьев

Обратимся к гражданскому законодательству — ГК РФ Статья 209 « права собственности» п.3 ст. 209 — Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Очевидный вывод из данной нормы закона заключается в том, что собственник земельного участка может распоряжаться своим земельным участком, а так же ресурсами расположенными на нём в той мере, в которой это не запрещено законом и не нарушает прав и свобод других лиц.

Пункт 2 ст. 261 ГК РФ — если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Однако, с учетом вышеизложенного возникает вопрос: как определить, являются зеленые насаждения на земельном участке окружающей средой (например, лесом) и какие разрешительные документы нужно иметь на руках, чтобы определить: можно ли вырубать «прорежать» данные зеленые насаждения?

Снова обратимся к законодательству, а именно к Лесному Кодексу РФ (ЛК РФ): 

  • ст. 5 ЛК РФ — Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе. 
  • ст. 6 ЛК РФ — Земли, на которых располагаются леса — п.1 Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Интересная трактовка не правда ли: «На землях иных категорий»?

А теперь посмотрим на ст. 7 ЛК РФ — Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Если императивно прочесть данные нормы, то лесной участок — это такой земельный участок, который образован в соответствии с требованиями ЗК РФ и отвечает требованиям указанным в ЛК РФ, а именно, специально образован, имеет реестровый номер и должен стоять на балансе у какого-нибудь лесного хозяйства или гос. лес. фонда.

Использование таких участков возможно только в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.

Может ли лесной участок располагаться на участке ИЖС

Часть 1 ст. 67 ЛК РФ — Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Смотрим ст.

23 ЛК РФ — Лесничества и лесопарки и что мы замечаем, там нет ни слова о ИЖС. В ней указаны разве что «земли населенных пунктов», на которых расположены городские леса. При этом, как указано в ст. 8 ЛК РФ, ст.

15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом.

Таким образом, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется. Более того, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС, с растущими на нём деревьями или зелеными насаждениями, лесным участком.

Вместе с тем, как указано в ст. 6 ЛК РФ — леса располагаются на землях лесного фонда и землях ИНЫХ КАТЕГОРИЙ. Если учитывать буквальную трактовку данной статьи, то на землях ИЖС все-таки может располагаться лес, но в соответствии со ст.

10 ЛК РФ — леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 — 109 настоящего Кодекса.

Дело в том, что в указанных статьях отсутствует критерий защитных лесов, отнесенных к землям ИЖС. С учетом того, что сказано выше, чтобы обезопасить себя — лучше получить разрешение администрации.

Как получить разрешение на вырубку деревьев на своем участке под ИЖС (порубочный билет)

Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников, выдается управлением экологии администрации городского округа или района. Заявление по форме подается лично или посредством обращения в МФЦ в соответствии с регламентом установленном местным законодательством. К заявлению прикладывают: 

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок (выписка из ЕГРН);
  2. Документы удостоверяющие личность (паспорт).

Формулировку указывайте такую — «Прошу предоставить порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников (обрезки, пересадки), с указанием количества, породного состава и причины рубки (строительство дома)».

По поводу участка под строительство дома в аренду, который относится к лесам — откажут сразу.

Если участок ИЖС в собственности, но вдоль леса —  читайте выше, а прежде чем вырубать, прорежать — получите разрешение. 

Как получить порубочный билет для земельного участка под ЛПХ

Если у вас земельный участок под ЛПХ, то следует обратиться в администрацию вашего района, а именно в земельный комитет, для дачи разъяснений относительно нахождения на вашем участке лесных насаждений относящихся к лесному фонду, либо же наличия на нём древесных пород, вырубка которых контролируется экологическими службами в сфере природопользования.

Заявление о разъяснении подается в простой письменной форме, в случае если вы даже подадите заявление не в тот отдел или орган, то муниципальные исполнительные органы обязаны передать его по межведомственному взаимодействию куда следует.

Что будет, если вырубить деревья без разрешения Администрации

Ответственность может быть разная, от штрафа до уголовной, в зависимости от того, что вырубили и в каком количестве.

Стоимость порубочного билета и сама вырубка в разных регионах стоит по разному.

Источник: https://zembaron.ru/oformlenie/vyrubka/

Что изменилось в законе о сборе валежника в 2020 году

Закон о рубке деревьев

В тексте закона появилось указание на то, что люди могут собирать некоторые поваленные и высохшие стволы деревьев. Этот закон приняла Государственной Дума подписал Президент России 18 апреля 2018 года. Но в Лесном Кодексе не так давно появились изменения. С 1 января 2019 года жители России могут собрать стволы и ветки поваленных деревьев и пользоваться ими для личных нужд.

Что считается валежником?

Самого понятия нет в законодательных нормах. Но под этим определением можно понять любое дерево или крупный сук, которые были повалены по естественной причине. К примеру, дерево повалил сильный ветер, шторм, бурелом, снегопад.

К определению валежник также относят и сухостойные деревья. Сухостойными называют деревья, которые засохли у корня. Валежные и сухостойные деревья являются определённой ценностью для некоторых людей, которые живут в сельской или деревенской местности.

Эти деревья используются в качестве отопительного материала в частном доме.

Что изменилось в законе?

  • До наступления 1 января нельзя было заниматься сбором валежника. Это действие считалось нарушением законодательства.
  • Россияне могли заниматься сбором лишь некоторых продуктов: ягод, грибов, орехов, недревесных отходов, сломанных веток и бересты. Если человек незаконно собирал поваленные стволы деревьев и сучья, то его могли наказать штрафов или тюремным заключением на срок до 2 лет. Об этом говорится в статье 158 Уголовного Кодекса России.
  • Для того, чтобы не получить наказание, человек должен был взять специальный разрешающий документ.
  • Требовалось также арендовать участок земли.
  • Поваленные и сухостойные деревья могут быть опасными для леса. Сваленные стволы, которые не убрали в нужное время, могут привести к возникновению пожара.
  • По новому законодательству жители могут не только заниматься сбором деревьев, но и пользоваться ими на своё усмотрение. Принятые изменения гласят, что валенные деревья являются недревесными ресурсами, и поэтому жители могут ими пользоваться.

Могут ли жители заниматься сбором валенных деревьев?

Лесное законодательство гласит, то валенные деревья можно теперь собирать без помех. Данные действия не считаются незаконными по новым нормативам, и поэтому необязательно будет получить лицензию.

Поваленную древесину можно собирать в любой временной отрезок. Максимальных объёмов не предусмотрено. Основной нюанс в том, что регионы могут вносить изменения в закон.

На территории Москвы собирать валенные деревья можно абсолютно в любом месте. Исключением являются охраняемые территории. В этих местах запрещена любая деятельность.Не следует заниматься сбором на лесосечной полосе и местах склада.

Краснодарские органы управления не отменяют учёт валенных деревьев. Они по-прежнему требуют граждан отчитываться о проведённых работах.

В Пензенском регионе для сбора запрещено использовать любые виды инструментов. Например, пилу, топор. Во время сбора нельзя наносить ущерб всему остальному лесу. Об региональных законах можно узнать на сайтах, принадлежащих областным государственным организациям.

О сборе валенных деревьев

Валенные деревья собирают лишь для личного использования. Собранные поваленные и сухостойные деревья нельзя реализовывать на рынке.

Для того, чтобы поваленные деревья не принимали за ценные ресурсы, сбор будут контролировать. Это поможет избежать нарушений, связанным с незаконным спилом деревьев.

Чтобы собирать целые деревья, жители должны обращаться за получением разрешения. Но о сборе поваленных деревьев тоже нужно будет отчитаться.

Валенным деревом считают не каждое дерево. В основном это считается останки деревьев, сучья, которые не находятся в лесосечной зоне. Валенными считаются остатки веток и стволов, которые умерли естественным образом.

Это происходит из-за того, что деревья атакую вредители, сильный ветре или снегопад. Валежником называют любую отломанную часть дерева(ветка, сук). Валенными деревьями нельзя считать здоровые, свежераспиленные и свежесваленные деревья.

Наказание за нарушение

Многие спрашиваю о причине возникновения всяких условий сбора сваленных деревьев. Эти разрешения на сбор валенных деревьев часто приводят к штрафам и тюремному заключению для собирающего деревья.

Если человек поднял или и собрал не ту древесину, к нему могут применять строгое наказание. Если человек не знает, что такое валежник, то лучше его не собирать.

В противном случае сбор может привести к серьёзному наказанию.

Если человек неправильно растолковал понятие и не знает правила сбора, то его действия можно расценить как незаконную вырубку. К этому человеку могут применить административное наказание. Если ущерб лесному хозяйству превысил 5000 рублей, то к людям могут применить уголовно наказание.

Если верить статье 260 УК России, то за незаконную рубку деревьев могут применить наказание в вид штраф. Размер штрафа может быть до 500000 рублей. Либо могут лишить заработной платы на срок до 3 лет.

Ест виновного наказывают по другой статье, то при наличии доказательства виновнику могут дать 480 часов выполнения обязательной работы. Есть и другие меры наказания.

Самым суровым наказанием считается тюремное заключение на два года или штраф в 100000-200000 рублей.

Штраф до миллиона нужно заплатить группе лиц, незаконно собирающей валенные деревья. Величина тюремного срока — до 4 лет.

До 7 лет могу дать группе лиц, которая нанесла огромный урон лесному хозяйству. Величина штраф в этом случае — до 3 миллионов рублей.

Значительный ущерб насаждениями карается штрафом в 50000 рублей. Особо крупный урон карается штрафом до 150000 рублей. Об этом говорит Уголовный Кодекс.

Правила сбора

  • Лучше предупредить лесника о предстоящем сборе валенных деревьев.
  • Лучше спросить у лесника, не совершался ли поблизости вырубка деревьев. Лучше ходить в тем места,в которые не приходили лесорубы.
  • Лучше не брать с собой инструменты. Инструментом считается ножовка, топор ли пила. Если случиться спорная ситуация, то это может сыграть против вас.
  • Лучше не брать сомнительную древесину. Лучше брать маленькие ветки или те ветки, которые отмёрли сами.
  • Спиленную древесину не следует брать вообще. Особенно если вы пришли на место, где работаю лесорубы.
  • Не следует трогать деревья, на которых есть зелёная листва. Не следует также брать древесину, которая ещё живая.
  • ЗА один раз нужно обирать ограниченное количество валенных деревьев и сучьев, слишком большие количества брать не стоит. Это может расцениваться как причинение вреда природе.

Заключение

Сбором валенных деревьев нужно заниматься осторожно. Лучше следовать рекомендациям, написанным в статье. В противном случае можно получить суровое наказание. Суровый штраф либо тюремное заключение, либо другие виды наказаний.

Юрист. Образование: ФГБОУ ВО УдГУ,  специальность «юриспруденция», гражданско-правовая специализация.  С 2015 года юрист по вопросам гражданского права ( консультирование граждан, ведение дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

Источник: https://yurid-sovet.ru/ugolovnoe-pravo/zakon-o-sbore-valezhnika-v-2020-godu.html

Как и кем регламентирована рубка деревьев на собственном участке

Закон о рубке деревьев

Незаконная вырубка деревьев – экологическое преступление. Многие законопослушные владельцы земельных наделов не знают: допустимо ли, не нарушая закон, рубить деревья на своей территории. Рассмотрим с точки зрения законодательства, можно ли вырубать деревья на собственном участке, и нужно ли получать на это разрешение.

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

Получить участок под ИЖС

Здесь вы можете узнать, как получить участок под ИЖС бесплатно, а также кто имеет на это право и какие необходимо собрать для этого документы.

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Следует иметь в виду, что в некоторых регионах РФ, помимо действующего Законодательства, существуют местные нормативные акты. Местные законы не находятся в противоречии с федеральным законодательством, они лишь дополняют его. Поэтому нелишним будет получение информации о возможности вырубки в местных органах управления.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны. Незаконная вырубка классифицируется не только как административное нарушение, но и как уголовное.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261).

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее.

Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Лесное законодательство (Лесной Кодекс (ЛК), ст. 16) предусматривает ряд исключений, при которых вырубать деревья нельзя даже на дачном (садоводческом) участке (как оформить участок по дачной амнистии читайте в статье https://realtyinfo.

online/4290-zakonodatelnye-osnovy-dachnoi-amnistii-prodlenie-sroka-ee-deistviya). Это положение действует, если земля находится не в юрисдикции населенного пункта, а в лесном фонде.

Статья 6 ЛК гласит, что леса могут находиться не только на землях Лесного фонда, но и на землях других категорий.

Поэтому вырубка деревьев на собственном участке – не такое однозначное мероприятие. Перед тем, как выполнить рубку, необходимо посетить администрацию муниципального образования (сельсовета, горсовета и т. д.), под патронажем которой находится конкретный земельный надел, и проконсультироваться по данному вопросу, так как возможно, на вырубку потребуется получить разрешение.

Случаи, когда необходимо получение разрешения на вырубку

Ситуаций, в которых может потребоваться получение подобного разрешения, достаточно много. Например, если земля, на которой произрастает дерево, находится в муниципальной, либо федеральной собственности, либо принадлежит лесному фонду РФ.

Простой пример: за пределами участка, находящегося в собственности, растет дерево, которое мешает проезду (проходу) к участку.

Чтобы его спилить, необходимо выяснить, на чьей земле оно растет, провести уточнение границ земельного участка и обратиться в соответствующее ведомство для получения разрешения на вырубку.

Другой пример: в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Новый хозяин планирует частично или полностью вырубить деревья для организации огорода. Подобный случай довольно типичен. Такая ситуация предполагает обязательное обращение в местный муниципалитет для получения разрешения на вырубку.

Как правильно спилить дерево, чтобы не попасть под суд, расскажут в следующем видео

Получение разрешения: порядок действий

«Незнание закона не освобождает от ответственности». Данное высказывание актуально и в случае с вырубкой деревьев. Поэтому если есть необходимость провести частичную или полную вырубку насаждений на своем участке, нужно в обязательном порядке посетить администрацию местного самоуправления и получить разрешение.

Для получения разрешения необходимо написать заявление-обращение, образец которого можно скачать в разделе Дополнительные материалы. Определенной формы у документа нет, он составляется в произвольной форме.

Стоит отметить: даже если дерево произрастает на вашем личном участке, но оно большого размера, то согласно Лесного Кодекса, без согласования с муниципалитетом удалять его нельзя.

А несогласованное удаление деревьев чревато штрафами.

Так, например, на территории Москвы для граждан штраф составит 3500-4000 рублей, должностные лица заплатят 50 тысяч рублей, а юридические – 300 тысяч рублей.

Однако необходимо соблюсти небольшие формальности в написании: в правом верхнем углу заявления следует указать адресата и информацию о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактный телефон). Далее в середине строки – слово «Заявление».

Текст обращения должен содержать точный адрес места нахождения земельного участка, просьбу разрешить проведение вырубки и ее причину.

Кроме того, необходимо дать описание деревьев, подготовленных к предполагаемой вырубке и приложить схему их расположения на участке.

Рассмотрев заявление, при отсутствии противопоказаний, администрация выдаст разрешение – так называемый лесорубочный ордер (порубочный билет).

Источник: https://realtyinfo.online/4229-zakonnaya-vyrubka-derevev-na-sobstvennom-uchastke-neobhodimost-polucheniya-razresheniya-na-vyrubku

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.